Бесплатная консультация хирурга

Содержание статьи:

Диагностика анемии

Анемия — одно из самых распространенных заболеваний крови. Существует множество разновидностей анемии, которые возникают у изначально здоровых людей, либо на фоне других болезней. Диагностика анемии заключается в поиске причины ее развития, оценке степени тяжести и влияния на организм  Источник:
. Обследование включает лабораторные анализы, инструментальные исследования.

Определение болезни

Анемия — болезнь, при которой уменьшается содержание эритроцитов и/или гемоглобина в периферической крови. Анемии бывают врожденными и приобретенными, связаны с нарушениями на разных этапах кроветворения. В основе анемии лежит ухудшение снабжения тканей кислородом, такое состояние называется гипоксией. Возникает гипоксия из-за того, что кровь с недостаточным количеством эритроцитов и гемоглобина не может переносить столько кислорода, сколько нужно органам для нормального функционирования. Клиническая картина болезни складывается из анемического синдрома и симптомов того заболевания или состояния, которое послужило причиной развития.

Показания к обследованию

На анемию указывают следующие симптомы:

• хроническая усталость;
  • сильная утомляемость при обычной повседневной нагрузке;
  • бледность, сухость кожи;
  • ломкость ногтей, выпадение волос;
  • сонливость;
  • нарушение концентрации внимания;
  • ощущение перебоев в работе сердца;
  • приступы головокружения с тошнотой;
  • эпизоды потери сознания.

При появлении таких симптомов и усилении их с течением времени нужно обращаться к терапевту. Врач осматривает пациента и определяет, какие анализы нужно сдать при подозрении на анемию.

Сбор анамнеза

Диагностика анемии

Диагностика анемии начинается с опроса пациента. Врач собирает анамнез — историю того, как развивалась болезнь  Источник:
. Для этого терапевт задает пациенту следующие вопросы:

• какие жалобы на самочувствие беспокоят;
  • как давно появились симптомы;
  • есть ли связь симптомов с каким-либо заболеванием или состоянием;
  • как развивались проявления болезни с течением времени;
  • принимал ли человек самостоятельно какие-то лекарства;
  • как питается человек, отказывается ли он от каких-либо продуктов;
  • есть ли изменения во вкусовых предпочтениях;
  • была ли диагностирована анемия у ближайших родственников;
  • какие заболевания есть у ближайших родственников.

Полученная информация позволяет терапевту сделать предположение о причине анемии.

Врачебный осмотр

Диагностика анемии

Осмотр врача нужен для того, чтобы выявить характерные для анемии объективные признаки. Врач оценивает:

• цвет кожи и слизистых;
  • состояние волос и ногтей;
  • дыхание;
  • сердечный ритм;
  • размеры печени и селезенки;
  • состояние кишечника;
  • болезненность мышц и костей  Источник:
    .

После осмотра врач составляет план обследования.

Лабораторные исследования

Основа для постановки диагноза анемии — результаты лабораторного исследования крови. Анализ позволяет предположить причину болезни, установить степень тяжести анемии.

Диагностика анемии

Признаки анемии в общем анализе крови:

• эритроциты — снижение их числа, изменение формы и размера, выход в периферическую кровь ретикулоцитов, появление внутри клеток остатков ядер;
  • гемоглобин — уменьшение общего количества и насыщения гемоглобином эритроцитов;
  • лейкоциты и тромбоциты — уменьшение их числа наблюдается при некоторых видах анемии, когда нарушена кроветворная функция костного мозга;
  • СОЭ — в некоторых случаях увеличивается.

Биохимические показатели при анемии:

• сывороточное железо — в норме, повышено или снижено;
  • ферритин — в норме или снижен;
  • печеночные трансаминазы — повышены при некоторых формах анемии;
  • железосвязывающая функция сыворотки — нормальная или повышена;
  • билирубин — повышен при некоторых формах анемии;
  • витамины В9, В12 — снижены при некоторых формах анемии.

Исследование костного мозга, полученного при пункции, выявляет нарушение функции кроветворения при мегалобластной, фолиеводефицитной, апластической анемии. Обнаруживают угнетение эритроцитарного ростка кроветворения, а при апластической анемии — всех трех ростков  Источник:
.

Дыхательный уреазный тест проводят для выявления гастрита или язвы желудка, вызванных бактерией Helicobacter Pylory. Заболевания ЖКТ приводят к нарушению всасывания железа, из-за чего развивается железодефицитная анемия. С этой же целью назначают исследование кишечника, анализ кала на скрытую кровь и паразитарные инфекции.

Для определения заболеваний, которые могли бы послужить причиной анемии, назначают следующие анализы:

• антитела к ВИЧ;
  • маркеры вирусных гепатитов В и С;
  • антитела к описторхисам, лямблиям;
  • генетические исследования;
  • онкомаркеры.

Иммунологическое обследование направлено на поиск аутоиммунных состояний, которые сопровождаются анемическим синдромом. По результатам обследования пациентам показана консультация иммунолога, гематолога.

Вспомогательные исследования

Инструментальные методы обследования показаны для поиска причины анемии, оценки состояния внутренних органов, прогноза осложнений.

Ультразвуковое исследование органов брюшной полости показывает:

• гепатит, цирроз печени;
  • увеличение и воспаление селезенки;
  • кисты печени;
  • злокачественные опухоли.

Такие признаки указывают на железодефицитную, гемолитическую, микроцитарную анемии.

Фиброгастроскопия, колоноскопия показаны для оценки состояния ЖКТ и выявляют:

• гастрит, язву желудка и ДПК;
  • рак желудка и кишечника;
  • хронический колит;
  • полипы кишечника.

Такие заболевания приводят к нарушению всасывания железа, хронической кровопотере. На этом фоне чаще всего развивается железодефицитная анемия.

Рентгенография органов грудной клетки выявляет туберкулез, опухоли легких и средостения. При невозможности сделать ФГС пациенту проводят рентгенографию пищевода и желудка, где будут видны язва или опухоли.

Компьютерная и магнитно-резонансная томография показаны для уточнения патологических процессов, обнаруженных при первичном обследовании.

Алгоритмы диагностики

Диагностика анемии

Подозревая анемию, врач опирается на данные осмотра и опроса. Уже на этом этапе терапевт предполагает тот или иной вид малокровия, и назначает анализы по определенному алгоритму  Источник:
. Первоначально следует сдать общий анализ крови, который дает следующую информацию об анемии:

• степень тяжести;
  • нормохромная, гиперхромная или гипохромная;
  • микроцитарная или макроцитарная;
  • с анизоцитозом или без него.

Последующие анализы направлены на поиск причины анемии:

• нарушение обмена железа;
  • наличие источников хронической кровопотери;
  • наличие воспаления или опухолей в организме;
  • паразитарные инфекции;
  • генетические нарушения;
  • угнетение функции костного мозга;
  • дефицит витаминов.

Для этого назначают биохимический анализ, инструментальное обследование. Только комплексная диагностика позволяет точно определить характер анемии и назначить адекватное эффективное лечение.

Источники:

• Дифференциальная диагностика анемий. Левина А.А., Мещерякова Л.М., Цибульская М.М., Соколова Т.В. Клиническая лабораторная диагностика. 2015. №12. с.26-30
  • Алгоритм диагностики анемии. Байрамалибейли И.Э., Рагимов А.А., Кириленко А.С., Таричко Ю.В. Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2006. №1. с.12-20
  • Морфологическая диагностика анемий. Дальнова Т.С., Светлицкая С.Г., Ходюкова А.Б. Медицинские новости. 2011. №9. с.56-58
  • Классификация и диагностика анемий у детей. Румянцев А.Г. ВСП. 2011. №1. с.94-102
  • Анемический синдром в клинической практике: принципы диагностики. Шевченко Ю.А., Мельниченко В.Я., Федоренко Д.А. Архивъ внутренней медицины. 2012. №1. с.59-63
Статья опубликована: 01.02.2023 г.
Последнее обновление: 19.04.2024 г.