Содержание статьи:
- Симптомы дизартрии речи
- Причины речевой дизартрии
- Классификация
- Диагностика дизартрии у взрослых и детей
- Лечение
- Осложнения
- Профилактика
Что такое дизартрия?
Дизартрия — это расстройство речи, которое проявляется в затрудненном произношении или искажении некоторых звуков, слов. Подвижность речевого аппарата при данной патологии ограничена вследствие нарушения его иннервации. Клинически данное расстройство проявляется нарушением произношения звуков, речевой моторики и дыхания, изменением голоса. В особо тяжелых случаях возникает полная неспособность к членораздельной речи.
При подозрении на дизартрию у детей и взрослых показано проведение логопедического обследования письменной и устной речи, а также неврологической диагностики. Методы коррекции включают медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру, занятия с логопедом, гимнастику для улучшения артикуляции.
Симптомы дизартрии речи
Каждая из форм заболевания имеет свои характерные признаки.
1. Бульбарная форма проявляется невнятной речью, нарушением дыхания, глухостью голоса. Пациентам становится сложно хмурить брови и зажмуривать глаза. По мере прогрессирования заболевания нарушается процесс глотания. В результате жидкость при питье попадает в нос. Через некоторое время подобные проблемы появляются и при употреблении густой пищи. Многие люди с подобными проблемами жалуются на частые головные боли, общую слабость, тошноту.
2. Симптоматика псевдобульбарной формы проявляется обрывистостью и замедлением речи. Тонус языка повышен, поэтому пациент не может нормально произносить некоторые гласные буквы, а также шипящие. Человек не способен полностью сжать губы, из-за чего из уголков рта постоянно течет слюна. Если развитие патологии происходит у младенца, то он испытывает проблемы с сосанием материнского молока Источник:
Формирование диалогической речи у старших дошкольников с дизартрией. Старцева А.А., Дубовская В.А. Вестник Курганского государственного университета, 2018. с.113-116.
3. Экстрапирамидная форма болезни проявляется тем, что у пациента постоянно меняется скорость речи. Он часто повторяет одни и те же фразы, слова, слоги. Рот полуоткрыт, в его углах постоянно скапливается слюна. Существенно ухудшается психоэмоциональное состояние пациента.
4. Симптомами корковой формы являются гнусавый голос и медленная речь в сочетании с проблемами с произношением согласных звуков. У детей при данной форме болезни также снижаются когнитивные способности, возникают сложности с речью. Взрослые из-за подобных проблем часто впадают в затяжную депрессию.
5. При мозжечковой форме речь становится неритмичной, в словах исчезают ударения, сила голоса постоянно меняется. Человеку трудно говорить из-за постоянного напряжения. Помимо этого, нарушается процесс пережевывания твердой пищи, ухудшается координация движений, пациент сильно потеет.
Причины речевой дизартрии
В большинстве случаев данное расстройство речи является следствием ДЦП и имеет ту же этиологию. Органическое поражение нервной системы происходит во внутриутробном периоде, во время родов или в младенческом возрасте.
Основными причинами развития данной патологии являются:
- токсикоз беременных;
- наличие в анамнезе матери различных хронических болезней;
- кислородное голодание плода;
- патологические роды;
- резус-конфликт;
- родовые травмы;
- недоношенность;
- инфекционные заболевания нервной системы;
- желтуха новорожденных;
- асфиксия плода при родах и ряд других Источник:
Механизмы развития голосовых нарушений при дизартрии. Буслаева Е.Н., Страхова М.А. Проблемы педагогики, 2018..
Классификация
Виды дизартрии:
- бульбарная;
- подкорковая;
- псевдобульбарная;
- корковая;
- мозжечковая.
Степени:
- Первая. Четких нарушений речи нет. Дефекты звукопроизношения могут быть обнаружены только специалистом при проведении логопедического обследования.
- Вторая. Нарушения речи заметны окружающим, но понять, что говорит человек, можно.
- Третья. Речь понимают только близкие люди.
- Четвертая. Речь непонятна даже близким людям или полностью отсутствует.
Диагностика дизартрии у взрослых и детей
Все диагностические и лечебные мероприятия проводят специалисты — логопед и невролог. В ряде случаев, при наличии показаний, может понадобиться консультация врачей других специальностей. Например, при гнусавости речи необходим осмотр лора для исключения заболеваний полости носа.
После проведения опроса и осмотра пациента врач назначает ряд дополнительных обследований.
- 1. Электромиография. Проверяют функциональность нервов, активность мышц, изучают всю область поражения, определяют, насколько повреждены мышцы и нервы.
- 2. МРТ. Выявляют аномалии мозга и сосудов. Также при помощи МРТ проводят сканирование межпозвонковых дисков и других систем человека.
- 3. КТ. При помощи данного обследования можно детально рассмотреть костную ткань, внутренние органы, сосуды. Для каждого органа продолжительность процедуры составляет 10-15 минут, после чего специалист получает детальное послойное рентгеновское изображение и ставит диагноз.
- 4. Электроэнцефалография. Работу головного мозга оценивают при помощи фиксирования импульсов, исходящих из разных его областей. ЭЭГ позволяет диагностировать многие патологии мозга, оценить степень тяжести и характер нарушений.
Крайне важно точно определить истинные причины нарушения речи. Ведь именно от этого во многом зависит эффективность терапии Источник:
Исследование связной речи у детей с дизартрией. Канова Ю.С., Отева Н.И., Пащенко Е.В. Вестник Шадринского государственного педагогического университета №2 (46), 2020. c.94-98.
Лечение
Как лечить дизартрию? Терапия расстройства должна начинаться с лечения основного заболевания. Одновременно предпринимаются меры по купированию нарушений речи. Чем раньше начата терапия, тем лучше прогноз. Пациент, испытывая проблемы с речью, начинает ограничивать свое общение с окружающими людьми, что приводит к усугублению дефекта.
Для нормализации речи могут быть назначены следующие физиотерапевтические методики:
- пальцевый массаж проблемных зон;
- ЛФК;
- акупунктура;
- специальные лечебные расслабляющие ванны.
Логопедическое лечение может включать в себя следующие методики:
- логопедический массаж мышц лица — улучшает местные обменные процессы, повышает скорость кровотока, снимает застойные явления, восстанавливает тонус мышц, моторику речи Источник:
Дизартрия. Значение логопедического массажа в коррекции дизартрии старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Жулина Е.В., Ладина Я.О. Проблемы современного педагогического образования, 2019. с.74-76; - пальчиковая гимнастика — развивает мелкую моторику, которая напрямую связана с речью;
- упражнения для нормализации тембра и громкости голоса, регулировки работы голосовых связок;
- обучение правильному произношению звуков;
- дыхательная гимнастика;
- работа с голосом.
Помимо этого, для решения проблемы используются психотерапевтические способы:
- смехотерапия;
- арт-терапия;
- глинотерапия;
- цветотерапия;
- ароматерапия.
Осложнения
Основным негативным последствием заболевания у детей является снижение когнитивных способностей и задержка психического развития. Довольно часто после начала обучения в школе к дизартрии присоединяются другие схожие расстройства (например, дислексия). В связи с чем у ребенка могут развиться комплексы.
Профилактика
Чтобы максимально снизить вероятность развития данного заболевания у детей, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- проводить с ребенком логоритмические занятия;
- постоянно совершенствовать мелкую моторику;
- заниматься спортом;
- своевременно посещать профильных специалистов, чем раньше будет выявлена проблема с речью и начнется лечение, тем больше шансов на полную коррекцию.
Меры профилактики для взрослых людей включают в себя следующие рекомендации Источник:
Об одном из вариантов подкорковой дизартрии у взрослых пациентов. Колесникова Т.С., Гераськина Г.К. Вестник угроведения, 2012.:
- правильное питание, недопущение развития ожирения;
- соблюдение режима сна;
- контроль уровня холестерина и показателей артериального давления;
- избегание стрессовых ситуаций (по возможности);
- отказ от малоподвижного образа жизни, регулярные прогулки на свежем воздухе;
- отказ от вредных привычек;
- соблюдение правил безопасности при работе на вредном производстве;
- своевременная терапия различных патологий;
- регулярное проведение санации очагов хронической инфекции в организме.
Источники:
- Дизартрия. Значение логопедического массажа в коррекции дизартрии старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Жулина Е.В., Ладина Я.О. Проблемы современного педагогического образования, 2019. с.74-76
- Формирование диалогической речи у старших дошкольников с дизартрией. Старцева А.А., Дубовская В.А. Вестник Курганского государственного университета, 2018. с.113-116
- Исследование связной речи у детей с дизартрией. Канова Ю.С., Отева Н.И., Пащенко Е.В. Вестник Шадринского государственного педагогического университета №2 (46), 2020. c.94-98
- Механизмы развития голосовых нарушений при дизартрии. Буслаева Е.Н., Страхова М.А. Проблемы педагогики, 2018
- Об одном из вариантов подкорковой дизартрии у взрослых пациентов. Колесникова Т.С., Гераськина Г.К. Вестник угроведения, 2012