ОНЛАЙН ЗАПИСЬ

Линейный лишай

Лечением данного заболевания занимается Дерматолог-венеролог
Информация, представленная на странице, не должна быть использована для самолечения или самодиагностики. При подозрении на наличие заболевания, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Провести диагностику и назначить лечение может только ваш лечащий врач.

Содержание статьи:

Линейный лишай (или лихен) преимущественно возникает в раннем детском возрасте. Причины развития патологии до сих пор непонятны. Поскольку патология спонтанно исчезает, то до сих пор среди дерматологов нет единого мнения относительно необходимости ее лечения.

widgetkit image

Что такое линейный лишай?

Линейный лишай принадлежит к редким неинфекционным дерматологическим заболеваниям. Такое название болезнь получила из-за характерной узелковой сыпи, которая выстраивается в линии. В медицинской литературе патология также известна, как полосовидный лишай  Источник:
.

В подавляющем большинстве случаев линейный лишай возникает у 2-3-летних детей. Гораздо реже встречается у подростков и взрослых. Установлено, что девочки болеют чаще мальчиков, однако объяснения этому пока нет.

Причины появления

Точные причины развития патологии неизвестны. В настоящее время выдвигается несколько теорий. Рассмотрим их:

• Нейрогенная. Согласно этой гипотезе, узелковые высыпания возникают из-за структурно-функциональных нарушений периферических нервов, которые ответственны за иннервацию кожи, подкожных структур и сосудов. Косвенным подтверждением такой теории служит характерная топография высыпаний — вдоль крупных нервных волокон.
  • Теория нарушений клеточной дифференциации. В ходе эмбрионального развития зародышевые клетки дифференцируются в специализированные ткани. Так образуется нервная, пищеварительная, сердечно-сосудистая и другие системы и органы. Некоторые исследования показывают, что часто узелковые высыпания при линейном лишае располагаются по так называемым линиям Блашко. В норме они невидимы, но при определенных заболеваниях могут проявиться. Этот феномен объясняется неправильной миграцией эмбриональных клеток в ходе внутриутробного развития. Они располагаются в виде определенных узоров и полосок. Такие клетки имеют другую генетическую организацию, что может приводить и к внешним изменениям по ходу их расположения.
  • Инфекционная. Возможно, в патогенезе линейного лишая определенную роль играют вирусные, грибковые или бактериальные инфекции. У маленьких детей еще не сформирована иммунная система, нет достаточного количества ферментов, антител и других элементов защиты, что может приводить к сбоям в работе иммунитета. Внешне это может проявляться дерматозами (кожными заболеваниями).
  • Аллергическая. В некоторых исследованиях показана корреляция между аллергией и полосовидным лишаем. При этом прямой причинно-следственной связи не установлено.
  • Интоксикационная. Согласно данной теории, заболевание возникает вследствие попадания в организм токсических веществ. Сюда же относятся и лекарственные препараты. Также рассматривается и теория аутоинтоксикации — накопления в организме токсинов вследствие хронических болезней.

Каждая их вышеописанных теорий объясняет лишь один или несколько аспектов заболевания. В данном случае мы можем говорить лишь о косвенных доказательствах и наблюдениях.

Группы риска

Учитывая тот факт, что патология преимущественно возникает у маленьких детей, то основную группу риска составляют именно они  Источник:
. Если же рассматривать пациентов старшего возраста, то чаще всего заболеванию подвержены:

• люди с хроническими болезнями;
  • пациенты, длительно принимающие антибиотики, гормональные противовоспалительные препараты и другие лекарства;
  • онкобольные;
  • люди с генетическими заболеваниями в анамнезе;
  • пациенты с воспалительными патологиями органов пищеварения.

Взрослые, которые входят в группу риска, должны понимать, что речь идет о сравнительно высокой вероятности, поскольку в зрелом возрасте полосовидный лишай встречается крайне редко.

Симптомы

Основной признак заболевания — образование розовых или красных папул (небольших припухлостей), чаще всего на конечностях, реже на туловище. Изначально это небольшие узелки, которые со временем могут достигать диаметра 0,5 см. Узелки располагаются близко друг к другу, формируя линии или полосы. Ширина полос составляет до 2 см, а длина — от 5 до 30 см. Линии могут быть прямыми, волнистыми или завитыми. Как правило, полосы образуются лишь на одной конечности. Крайне редко сыпь располагается симметрично.

На начальной стадии заболевания пятна на коже могут сливаться в единое целое. В отличие от большинства других дерматозов, для полосовидного лишая не характерен зуд или жжение. Очень редко человека беспокоит боль или дискомфорт  Источник:
. При этом нужно сказать и о том, что, поскольку большинство заболевших это маленькие дети, то объективная оценка болезненности лишая затруднительна.

Чаще всего линейный лишай ограничивается вышеуказанными клиническими симптомами, после чего спонтанно исчезает. Однако у некоторых пациентов болезнь может протекать в тяжелой форме со следующими проявлениями:

• онемение, покалывание и снижение чувствительности пораженной области (симптомы неврита — воспаления нервных волокон);
  • отечность;
  • потеря эластичности кожи;
  • выраженная пигментация кожного покрова;
  • повреждение волос.

Во время выздоровления на месте папул могут образоваться участки гипопигментации (они светлее, чем здоровая кожа). Как правило, со временем и они бесследно исчезают.

Обнаружили у себя симптомы линейного лишая? Есть подозрения на заболевание?
Рекомендуем не откладывать визит к врачу!
Позаботьтесь о своем здоровье - запишитесь к дерматологу-венерологу.

Особенности полосовидного лишая у детей

Полосовидный лишай считается легким заболеванием, которое хорошо переносится детьми, несмотря на возможное длительное течение. В этой связи врачи настоятельно советуют родителям набраться терпения и четко следовать рекомендациям. Не нужно заниматься самолечением, давать ребенку лекарства, которых не назначал врач, или применять «бабушкины рецепты».

Родителям нужно вовремя сообщать врачу о возможных изменениях симптоматики заболевания. Часто максимальная выраженность полосовидного лишая наблюдается спустя 5-10 месяцев после начала.

Диагностика

Диагностика обычно не вызывает трудностей, поскольку высыпания при лишае полосой достаточно редко встречаются при других видах патологии.

Очень редко у врача могут быть сомнения в правдивости поставленного диагноза на основе осмотра. В таких случаях берется небольшой участок пораженной кожи (биопсия) и отправляется на микроскопическое исследование. Под микроскопом видны характерные для полосовидного лишая инфильтраты с лимфоцитами. Исследование биоптата позволяет отличить патологию от полосовидной формы красного плоского лишая и некоторых видов псориаза.

Есть подозрения на линейный лишай? Сдайте анализы!
Прием (осмотр, консультация) врача-дерматовенеролога первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный 2 100 руб.
Осмотр под лампой Вуда 450 руб.

Оставьте заявку, наш оператор свяжется с вами для уточнения удобного для вас времени посещения клиники.

Методы лечения

До сих пор научное и медицинское сообщество не пришло к выводу — лечить или нет линейный лишай. Противники терапевтических мер уверяют, что болезнь проходит самостоятельно, поэтому не нуждается в специальном лечении. Сторонники терапии утверждают, что в ряде случаев лечебные мероприятия ускоряют разрешение болезни.

Если у пациента выраженное воспаление и зуд (что бывает редко), то назначают кортикостероидные, цинковые или нафтизиновые мази. Некоторые исследования показывают, что прием витаминов группы В и витамина Е существенно ускоряет выздоровление (иногда в 2 раза). В лечебных целях также применяются физиотерапевтические методы — фототерапия, электрофорез, лазеротерапия, фонофорез и другие  Источник:
.

Способствует выздоровлению и санаторно-курортное лечение. При линейном лишае рекомендуют морские курорты, грязелечебницы, а также радоновые и сероводородные ванны.

Диагноз уже поставлен?
Получите «второе мнение»*!

Если у вас на руках есть свежие анализы и результаты диагностики из другого медицинского учреждения - приходите в «СМ-Клиника» и получите «второе мнение». Заполните форму обратной связи, мы свяжемся с вами и проконсультируем по услуге.

* "второе мнение" (second opinion) - это обращение к другому врачу того же профиля за альтернативным мнением на ту же самую клиническую ситуацию

Прогноз и профилактика болезни

Прогноз при данном заболевании благоприятный. В подавляющем большинстве случаев линейный лишай разрешается без осложнений. Воспалительные и другие симптомы удается устранить в течение 4-6 недель лечения.

Поскольку причины патологии неизвестны, то и эффективных мер профилактики пока не разработано. Учитывая возможные факторы, способствующие лишаю, то рекомендуется избегать контактов с аллергенами и стрессов.

Источники статьи:

1. Красный плоский лишай и лихеноидные дерматозы. Молочкова Ю.В. Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2016. с.28-32
  2. Клинический случай полосовидного лишая. Дюдюн А.Д., Романенко К.В., Горбунцов В.В. ДВКС. 2015. №1-2. с.103-104
  3. Терапевтический справочник по дерматологии и аллергологии. Альтмайер П. Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2003. с.569-570
  4. Дерматовенерология. Национальное руководство. Бутова Ю.С., Скрипкина Ю.К., Иванова О.Л. Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2020. с.1028
Статья опубликована: 28.03.2023 г.
Последнее обновление: 19.04.2024 г.