ОНЛАЙН ЗАПИСЬ

Асбестовидный лишай

Лечением данного заболевания занимается Дерматолог-венеролог
Информация, представленная на странице, не должна быть использована для самолечения или самодиагностики. При подозрении на наличие заболевания, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Провести диагностику и назначить лечение может только ваш лечащий врач.

Содержание статьи:

О природе асбестовидного лишая до сих пор идут горячие дискуссии. Некоторые исследователи полагают, что это всего лишь форма себорейной экземы. Другие специалисты считают его одним из проявлений псориаза. Лечение данной патологии симптоматическое, и сводится к применению различных препаратов, а также средств народной медицины.

widgetkit image

Что такое асбестовидный лишай?

Асбестовидный лишай — это хроническое воспалительное заболевание волосистой части головы, которое сопровождается образованием плотных участков шелушения. Внешне они напоминают асбест, из-за чего болезнь и получила такое название  Источник:
.

Впервые болезнь была описана французским дерматологом Жаном Алибером в первой половине XIX столетия. Поскольку внешне клиническая картина напоминала стригущий лишай, то врач посчитал, что в данном случае патологии уместно было бы назвать асбестовидным лишаем.

Болезнь встречается у пациентов обоих полов и всех возрастных категорий. Однако дети и подростки страдают чаще. У девочек вероятность развития патологии выше, чем у мальчиков  Источник:

Этиология и патогенез

Точные причины асбестового лишая неизвестны. Предполагается, что развитие болезни связано с некоторыми мутациями генов, а также неблагоприятными факторами среды. Однако до сих пор на этот счет нет убедительных данных.

В настоящее время превалирует мнение, что асбестовидный лишай — это не самостоятельная болезнь, а лишь форма других дерматозов. В частности, это себорейная экзема, псориаз и даже кожная стрептококковая инфекция волосистой части головы. Возможно, данная форма лишая возникает вследствие иммунологических сбоев, которые могут появляться на фоне упомянутых заболеваний  Источник:
.

Среди факторов риска выделяют:

• снижение иммунной защиты;
  • стрессы;
  • травмы кожных покровов;
  • перенесенные инфекции (бактериальные и грибковые);
  • аллергия в анамнезе.

Нередко врачи сталкиваются с ситуациями, когда у человека нет никаких вышеуказанных факторов, но при этом диагностируют асбестовидный лишай.

Симптомы заболевания

Основной симптом болезни — шелушение на волосистой части головы. Внешне оно напоминает асбестовые волокна. Среди других симптомов выделяют:

• трудноотделимые чешуйки серого цвета, которые внешне выглядят, как комки, прилепленные к волосам;
  • воспаление кожи с покраснением и сильным зудом;
  • трудноотделимая покрывающая очаг белая корочка;
  • обильное выпадение волос, возникающее вследствие ухудшения местного кровообращения.

В большинстве случаев очаги асбестового лишая ограничиваются лишь волосистой зоной головы, но могут распространяться и на другие участки, например, за уши.

Одна из особенностей патологических очагов — отсутствие четких краев. Если постараться удалить чешуйки, то под ними обнажается пораженная кожа ярко-розового цвета. Из-за воспалительного процесса почти вся (или значительная часть) кожа головы может быть опухшей.

При прогрессировании заболевания клиническая картина болезни меняется. В корнях волос и сальных железах происходят дистрофические изменения, а в очагах наблюдаются гнойные и полупрозрачные выделения.

Особенности диагностики

В постановке диагноза большую роль играет дифференциальная диагностика, поскольку асбестовидный лишай очень похож с другими заболеваниями волосистой части головы.

После осмотра врач берет соскоб с патологического очага для микроскопического исследования. Это нужно для гистологической оценки и тестов на инфекции, в частности, грибковые.

Дифференциальная диагностика проводится со следующими заболеваниями:

• Микроспория — грибковая инфекция, вызванная грибами рода Microsporum.
  • Фавус — грибковое заболевание, проявляющееся поражением гладкой кожи, волосистых частей и ногтей
  • Себорейная экзема — хронический дерматоз с образованием мелких узелков, которые впоследствии превращаются в бляшки с чешуйками.
  • Псориаз волосистой части головы — хроническое воспалительное заболевание аутоиммунного характера. Отличительная черта псориаза в том, что при нем не выпадают волосы.

Лечение

При асбестовидном лишае лечение занимает несколько месяцев. Терапия включает в себя препараты, устраняющие симптомы. Кроме того, в медицинской практике применяются и народные методы.

Медикаментозное лечение

Лечение

Лекарственная терапия включает применение следующих групп препаратов:

• Противоаллергические средства. Это антигистаминные препараты, устраняющие аллергический компонент заболевания. Такая терапия особенно эффективна среди пациентов, у кого первопричиной асбестовидного лишая служит аллергия  Источник:
    .
  • Местные препараты. В зависимости от патогенеза и симптомов, это кератолитики (вызывают активное отшелушивание), противогрибковые, антибактериальные, противовоспалительные и другие лекарства в виде мазей, гелей, кремов или растворов. Для достижения стойкого результата пациенту могут прописать системные противогрибковые препараты в форме таблеток или капсул.
  • Витамины. Пациенту назначают витамины, укрепляющие иммунитет и восстанавливающие обменные процессы в коже. Это витамины группы В, витамины А и Е.

В зависимости от клинического течения и сопутствующих заболеваний пациенту могут назначить и другие виды лекарств.

Народные методы

Среди народных методов лечения асбестовидного лишая чаще всего применяют:

• масло из виноградных косточек — втирать в пораженную часть несколько раз в сутки на протяжении месяца;
  • деготь и сера, смешанные в равных пропорциях — для местного применения;
  • яблочный уксус — обрабатывать патологический очаг один раз в неделю на протяжении 5-6 недель;
  • смесь настоя календулы с касторовым маслом — нанести на голову и смыть через час;
  • облепиховое масло — принимать внутрь по 1 столовой ложке по утрам;
  • отвар из семян льна — принимать 3 раза в день по 100-150 мл на протяжении 2-х недель.

Помните, что народные средства не могут рассматриваться в качестве основополагающей терапии. Приведенные рецепты используйте лишь в дополнение к основному лечению.

Осложнения и последствия болезни

После заболевания у пациента могут образоваться залысины или ссадины. Иногда для восстановления волосяного покрова требуется помощь трихолога — специалиста, занимающегося здоровьем волос  Источник:
.

Запущенные стадии болезни чреваты развитием себорейного дерматита.

Прогноз и профилактика асбестовидного лишая

В большинстве случаев симптоматическое лечение эффективно. Однако пациентам нужно помнить, что асбестовидный лишай является хроническим заболеванием. Обострение патологии возможно в любое время, особенно, если для этого есть предпосылки, например, ослабленный иммунитет.

Специфических методов профилактики в отношении асбестового лишая не разработано. Здоровый образ жизни, сбалансированное питание, своевременное купирование аллергических реакций, а также избегание стрессов уменьшают вероятность обострений.

Источники статьи:

1. Асбестовидный лишай. Гаджимурадов М.Н., Исрафилова Г.О., Асадулаева З.Г. Республиканский кожно-венерологический диспансер МЗ РД. Махачкала. 2009. с.35
  2. Акне и малассезиозы у детей и подростков. Тамразова О.Б., Османов И.М. Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2020. с.501
  3. Клинические особенности псориаза у детей и подростков. Адаскевич В.П., Катина М.А. Педиатрия. Приложение к журналу Consilium Medicum. 2018. №2. с.83-88
  4. Санкт-Петербургские дерматологические чтения. Асбестовидный лишай. Бабушкина М.В. 2014. с.12-14
  5. Федеральные клинические рекомендации. Дерматовенерология: Болезни кожи. Инфекции, передаваемые половым путем. Деловой экспресс. 2015. с.768
Статья опубликована: 29.03.2023 г.
Последнее обновление: 29.03.2023 г.