Бесплатная консультация хирурга

Блестящий лишай (лихен)

Лечением данного заболевания занимается Дерматолог-венеролог
Информация, представленная на странице, не должна быть использована для самолечения или самодиагностики. При подозрении на наличие заболевания, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Провести диагностику и назначить лечение может только ваш лечащий врач.

Содержание статьи:

widgetkit image

Что такое асбестовидный лишай?

Асбестовидный лишай — это хроническое воспалительное заболевание волосистой части головы, которое сопровождается образованием плотных участков шелушения. Внешне они напоминают асбест, из-за чего болезнь и получила такое название  Источник:
Асбестовидный лишай. Гаджимурадов М.Н., Исрафилова Г.О., Асадулаева З.Г. Республиканский кожно-венерологический диспансер МЗ РД. Махачкала. 2009. с.35
.

Впервые болезнь была описана французским дерматологом Жаном Алибером в первой половине XIX столетия. Поскольку внешне клиническая картина напоминала стригущий лишай, то врач посчитал, что в данном случае патологии уместно было бы назвать асбестовидным лишаем.

Болезнь встречается у пациентов обоих полов и всех возрастных категорий. Однако дети и подростки страдают чаще. У девочек вероятность развития патологии выше, чем у мальчиков  Источник:
Акне и малассезиозы у детей и подростков. Тамразова О.Б., Османов И.М. Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2020. с.501
.

Общие сведения

Лишай блестящий — редкое хроническое заболевание кожи, которое впервые было описано в начале прошлого века. Характерной чертой патологии является блестящая мелкоузелковая сыпь  Источник:
. Преимущественно возникает у мальчиков 3-9 лет.

Как правило, общее состояние здоровья при блестящем лишае не страдает. Болезнь ограничивается лишь косметическим дефектом, который самостоятельно проходит.

Причины возникновения

Этиология заболевания неизвестна. В настоящее время специалисты рассматривают инфекционную и аллергическую теории развития недуга. В пользу первой говорит тот факт, что у детей с блестящим лишаем почти всегда обнаруживается инфекции. Более того, болезнь положительно реагирует на применение антибиотиков.

Частым сопутствующим заболеванием блестящего лишая является атопический дерматит, что указывает на возможную аллергическую этиологию.

Патогенез

Неизвестными остаются и механизмы развития заболевания. Некоторые исследователи полагают, что блестящий лишай — это не самостоятельная патология, а лишь разновидность красного плоского лишая. Другие же считают его отдельной болезнью, поскольку при блестящем лихене совершенно другая клиническая картина и иные гистологические признаки пораженной кожи.

Исследования последних лет показывают, что мелкоузелковая сыпь может быть спровоцирована своеобразной иммунологической реакцией, в которой принимают участие Т-лимфоциты. В норме эти клетки активируются только при повреждениях. Причины же их активации при блестящем лишае остаются неизвестными.

Согласно некоторым наблюдениям, патогенез блестящего лишая может быть связан с туберкулезом или саркоидозом. Предполагается, что на фоне этих болезней инициируется патологический процесс, приводящий к образованию мелкоузелковой сыпи.

Факторы риска

Учитывая информацию, изложенную выше, факторами риска для блестящего лихена выступают другие заболевания в анамнезе, среди которых:

• красный плоский лишай;
  • атопический дерматит;
  • болезнь Крона (хроническая воспалительная болезнь пищеварительного тракта);
  • ревматоидный артрит;
  • туберкулез;
  • другие хронические и острые заболевания.

Отсутствие убедительных знаний о причинах и патогенезе блестящего лишая во многом вызваны редкостью данного заболевания. Ученые просто не располагают достаточным количеством клинических случаев, чтобы на этом основании получить релевантные выводы.

Симптомы блестящего лишая

Классический вариант болезни сопровождается сыпью из симметрично расположенных мелких узелков (папул). Вот ключевые их характеристики:

• размер — до 3 мм в диаметре;
  • форма — округлые и плоские;
  • цвет — как правило, телесный (но если у человека слишком светлая кожа, то папулы могут быть розоватыми);
  • расположение — чаще всего на шее, руках, животе, гениталиях.

Примечательно, что высыпания могут исчезать из одной области тела, но затем появляться в других участках  Источник:
. Пугаться этого не нужно, такое течение болезни считается нормальным.

В отличие от простого лишая, блестящий крайне редко вызывает зуд. Но если папулы зудят, то расчесывать их нельзя, поскольку это может только усилить зуд.

Еще одной отличительной особенностью блестящего лишая является тот факт, что узелки никогда не сливаются между собой (как это может быть, например, при полосовидном лишае). Очень редко при данной патологии наблюдается и шелушение.

В подавляющем большинстве случаев высыпания не затрагивают лица или волосистой части головы. Также достаточно редки случаи генерализованного характера высыпаний, когда узелки появляются по всему телу.

В медицинской практике встречаются и редкие формы блестящего лишая, например:

• посттравматический лихен — появление сыпи на местах повреждений;
  • ладонно-подошвенный;
  • актинический (или солнечный) — с высыпаниями на лице;
  • геморрагический;
  • другие виды.

Клинические проявления блестящего лишая могут длится несколько месяцев. Если болезнь диагностировали у вашего ребенка, то длительное ее течение не должно вас пугать или побуждать к самолечению.

Диагностика

Диагноз можно поставить на основе внешнего осмотра пациента. Для исключения инфекционных и аллергических заболеваний делается общий анализ крови, мочи, а также берутся кожные пробы для гистологического исследования.

Большую роль в данном случае играет дифференциальная диагностика. Важно не спутать блестящий лишай с другими кожными патологиями, среди которых:

• атопический дерматит;
  • красный плоский лишай;
  • лихеноидный туберкулез;
  • шиповидный лишай;
  • фолликулярный кератоз;
  • плоские бородавки;
  • контагиозный моллюск;
  • другие патологии.

Врачи руководствуются рядом клинических и патогистологических параметров, которые позволяют им отличить блестящий лишай от вышеперечисленных заболеваний.

Блестящий лишай — как лечить болезнь

В большинстве случаев блестящий лишай проходит самостоятельно в течение года. На месте исчезнувших узелков не остается никаких следов, поэтому с выздоровлением полностью устраняется и косметический дефект

Если кроме сыпи пациента ничего не беспокоит, то специальной терапии не требуется. Лечение назначают, когда больного беспокоит зуд и другие симптомы. В таком случае врач может прописать следующие лекарства:

• Кортикостероиды. Это гормональные противовоспалительные препараты. Как правило, при дерматозах назначают местные лекарства в виде мазей или гелей. Строго придерживайтесь рекомендаций врача по использованию таких лекарств, поскольку длительное их применение чревато развитием ряда побочных эффектов  Источник:
    Кожные и венерические болезни. Иванов О.Л. 2013. с. 53-55
    . Например, местные кортикостероиды истончают кожу. А если принимать их внутрь, то на этом фоне может подняться давление и уровень холестерина.
  • Ретиноиды. Это синтетические аналоги витамина А. Их используют для восстановления нормальных функций кожи, устранения пятен и кожных новообразований.
  • Другие лекарства. В зависимости от клинической картины, для лечения также могут использоваться антигистаминные препараты, иммунодепрессанты и другие фармакологические средства

Среди немедикаментозных способов лечения блестящего лишая хорошо себя зарекомендовала фототерапия ультрафиолетовыми лампами. В терапевтических целях применяются лучи типа А, которые проникают глубоко в кожу.

Прогноз и профилактика

Прогноз при таком диагнозе благоприятный. Единственное условие для родителей — нужно набраться терпения, поскольку процесс выздоровления может затянуться на месяцы.

Специфических мер профилактики в отношении блестящего лишая не разработано. На основе имеющейся информации, врачи предполагают, что несомненную пользу принесут основные принципы здорового образа жизни — занятия спортом, закаливание, сбалансированное питание, а также грамотное распределение труда и отдыха.

Источники статьи:

1. Территория распространенного блестящего лихена Пинкуса: клиническое наблюдение. Гребенюк В.Н., Горбачева Е.В., Попов И.В., Заторская Н.Ф. Клиническая дерматология и венерология. 2019. №18. с.689‑693
  2. Дерматовенерология. Национальное руководство. Бутова Ю.С., Скрипкина Ю.К., Иванова О.Л. Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2020. с.64-67
  3. Кожные и венерические болезни. Иванов О.Л. 2013. с. 53-55
Статья опубликована: 29.03.2023 г.
Последнее обновление: 29.03.2023 г.