ОНЛАЙН ЗАПИСЬ

Гнойный гайморит

Лечением данного заболевания занимается Отоларинголог (ЛОР)
Информация, представленная на странице, не должна быть использована для самолечения или самодиагностики. При подозрении на наличие заболевания, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Провести диагностику и назначить лечение может только ваш лечащий врач.

Содержание статьи:

widgetkit image

Что такое гнойный гайморит?

Гнойный гайморит — осложнение воспаления верхнечелюстной пазухи, при котором воспалительный процесс переходит на соединительную ткань синуса, а из носа выделяется гнойный экссудат с неприятным запахом  Источник:
. Чаще всего гнойный гайморит развивается в ответ на самолечение или неправильно выбранную тактику лечения острого гайморита.

Чаще всего развитие гайморита провоцирует инфекция.

В слизистую оболочку гайморовой пазухи проникает возбудитель (бета-гемолитический стрептококк или золотистый стафилококк, гемофильная палочка и др.). При вазомоторной причине вирус острых респираторных инфекций проникает в полость пазухи вместе со струей вдыхаемого воздуха. После попадания в полость пазухи патоген активно размножается на оболочках. В ответ на размножение бактерий слизистая отекает и выделяет слизь, которая выходит в полость носа. Запускается сильный воспалительный процесс  Источник:
Оториноларингология. Пальчун В.Т. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2020.
. Без должного лечения бактерии быстро размножаются, а слизь густеет, образуя гной желто-зеленого цвета.

Реже гнойный гайморит становится следствием глубокого кариеса верхних зубов (пятерки-шестерки). Очаг гноя формируется в лунке корня пораженного зуба. При отсутствии лечения гной расплавляет тонкую костную прослойку между полостью рта и гайморовой пазухой и выливается в нее.

Среди остальных причин гнойного гайморита выделяют:

• травмы лица (например, перелом или искривление перегородки носа из-за драки);
  • муковисцидоз;
  • разрастание аденоидов;
  • полипы и кисты в полости носа, мешающие нормальной циркуляции воздуха;
  • инфекции верхних дыхательных путей.

Симптомы гнойного гайморита

От других форм заболевание отличается тяжелым течением. Болезнь начинается с небольшого насморка. Он быстро переходит в заложенность из-за отека полости носа. Первые дни выделения неприятно пахнут, имеют мутный полупрозрачный цвет, который потом меняется на желто-зеленый.
Для воспаления гайморовой пазухи характерны болевые ощущения в области переносицы, лба, щек, которые усиливаются при нажатии на эти зоны, при опущении и повороте головы, высмаркивании, пережевывании еды. Боль отдает в виски и верхнюю челюсть, интенсивнее проявляется утром после пробуждения и вечером.

Другие признаки гайморита:

• головная боль;
  • гнусавый голос;
  • чувство тяжести и распирания под глазами и на переносице;
  • припухлость в области щек;
  • повышение температуры (держится в пределах 37-38 градусов).

На общем фоне воспаления снижается трудоспособность, больного знобит, ощущается повышенное давление в пазухах, притупляется обоняние, утрачивается вкус.

В запущенных случаях наблюдается отек мягких тканей лица в области щек и нижних век, слезотечение, общая слабость. Если в выделениях появились прожилки крови или гной стал твердым — это опасный сигнал, указывающий на необходимость прокола гайморовой пазухи.

Обнаружили у себя симптомы гнойного гайморита? Есть подозрения на заболевание?
Рекомендуем не откладывать визит к врачу!
Позаботьтесь о своем здоровье - запишитесь к отоларингологу (ЛОРу).

По локализации воспаления заболевание делится на несколько типов:

• Когда воспалительный процесс охватывает только одну верхнечелюстную пазуху — это односторонний гайморит. Неприятные ощущения появляются с одной стороны лица;
  • Если воспаление развивается параллельно на двух синусах, такой гайморит называют двухсторонним.

Гнойный гайморит протекает в разных формах:

• На острой стадии симптоматика ярко выраженная и развивается стремительно. Заболевание обостряется один-два раза в год.
  • На хронической стадии симптомы стерты. Они сменяются периодами ремиссии, при которых признаки болезни угасают. Температура не повышается, общих симптомов воспаления нет. Обострение длится не меньше одного месяца. Хронизация воспаления наступает при обострениях симптомов чаще, чем два раза в год.

Условно осложнения делятся на две группы:

• развитие отита, аденоидит, переход гнойного гайморита в хроническую форму;
  • воспаление близлежащих органов.

Опасность гнойного гайморита в том, что при отсутствии своевременного лечения гной распространяется на глазницу или мозговую часть черепа. Есть риск менингоэнцефалита, риногенного менингита, флегмоны орбиты, тенотита, целлюлита орбиты  Источник:

Gnojnyj gajmorit diagnostika

В первую очередь на приеме терапевт или отоларинголог проводит риноскопию передней полости носа.

Затем назначают рентген черепа в затылочно-лобной проекции или КТ околоносовых пазух. По снимкам определяют количество гноя, патологические изменения слизистой, наличие воздуха, присутствие кист и полипов, осложняющих циркуляцию воздуха  Источник:
.

Осложненные течения болезни определяются по результатам:

• анализа носовых выделений;
  • исследования слизистой с помощью фиброоптической эндоскопии;
  • диафаноскопии, при которой трубку прибора вводят в рот и просвечивают гайморовые пазухи через верхнее небо.

Два последних метода используются для диагностики патологии у детей до трех лет и беременных женщин, пациентов с противопоказаниями к КТ или рентгену.

Есть подозрения на гнойный гайморит? Сдайте анализы!
Прием (осмотр, консультация) врача-оториноларинголога первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный 2 100 руб.

Оставьте заявку, наш оператор свяжется с вами для уточнения удобного для вас времени посещения клиники.

Методы лечения

В первую очередь терапия направлена на разжижение гноя и его вывод естественным путем.

Консервативное лечение включает:

• Прием антибиотиков. Подбираются антимикробные препараты общего действия, местные средства для орошения полости носа для купирования воспаления и борьбы с бактериальным возбудителем  Источник:
    .
  • Растворы для промывания и вымывания слизи из носовых проходов.
  • Противоотеченые спреи и капли на основе альфа-адреностимуляторов. Сужают сосуды, уменьшают гиперемию слизистой, за счет чего нормализуется дыхание.
  • Антигистаминные средства для снятия отека.

При одностороннем гнойном гайморите обрабатываются сразу оба прохода, чтобы воспаление не перешло на здоровую область.

Прокол гнойного гайморита — основной метод лечения осложненного воспаления верхнечелюстных синусов. Его используют при отсутствии положительной динамики в состоянии больного. Сегодня во многих клиниках процедура осуществляется под местной анестезией с использованием лидокаина.

Пункция верхнечелюстных пазух проводится для восстановления дренажа, нормализации воздухообмена между пазухой и носовой полостью, вывода гноя и качественного промывания.

Показания к проколу гайморовой пазухи:

• острые проявления болезни длятся больше одной недели;
  • температура выше 38 градусов держится в течение трех-пяти дней;
  • боль не утихает при приеме спазмолитиков и нестероидных противовоспалительных средств;
  • состояние больного ухудшается.

После обезболивания врач нащупывает самую тонкую область в стенке гайморовой пазухи и вводит через нижний носовой ход иглу Куликовского. В этот момент не чувствуется боль. После прокола к игле присоединяют шприц для удаления гнойного экссудата. Полость промывают антисептическим раствором.

Сразу после процедуры чувствуется облегчение — проходит заложенность носа, головная боль, чувство распирания. После пункции назначается медикаментозное лечение. При осложненном гнойном гайморите после пункции пазух прокол заживает в течение одного месяца. Ускоряют процесс восстановления физиотерапевтические процедуры: магнитотерапия, ультрафиолетовое облучение, инфракрасная лазеротерапия, фотодинамическая терапия.

Диагноз уже поставлен?
Получите «второе мнение»*!

Если у вас на руках есть свежие анализы и результаты диагностики из другого медицинского учреждения - приходите в «СМ-Клиника» и получите «второе мнение». Заполните форму обратной связи, мы свяжемся с вами и проконсультируем по услуге.

* "второе мнение" (second opinion) - это обращение к другому врачу того же профиля за альтернативным мнением на ту же самую клиническую ситуацию

Прогноз и профилактика болезни

При своевременном лечении исход гнойного гайморита благоприятный, осложнения отсутствуют. А вот самолечение приведет к негативным последствиям. Если гной вытеснится к орбите глаз или головному мозгу, это может привести к серьезным осложнениям вплоть до летального исхода.

При простуде и ОРВИ нужно вовремя начать лечение болезни, чтобы не допустить осложнений (тонзиллита, фарингита, синусита, гайморита). При хронических заболеваниях ЛОР-органов нужно обратиться к врачу, чтобы воспаление не распространилось на гайморовы пазухи.

Следует следить за состоянием полости рта и ежегодно проходить осмотр стоматолога.

Источники статьи:

1. Беспункционное лечение острого гнойного гайморита. Байдельдинов Б.Г. Вестник хирургии Казахстана. 2012. №1. с.119-120
  2. Инновации в диагностике и лечении хронических гнойных гайморитов. Покровская Е.М., Красножен В.Н., Халиуллина С.В. ПМ. 2014. №9. с.188-190
  3. Практическая оториноларингология. Руководство для врачей. Шадыев Х.Д., Хлыстов В.Ю., Хлыстов Ю.А. М.: Медицина, 2013. с.616
  4. Оториноларингология. Пальчун В.Т. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2020.
  5. Особенности формирования хронического воспаления в верхнечелюстной пазухе. Пальчун В.Т., Михалева Л.М., Гуров А.В., Мужичкова А.В. Вестник оториноларингологии. 2011. № 2. с.5-7
Пониделко Сергей Николаевич
Статья опубликована: 25.03.2023 г.
Последнее обновление: 17.04.2024 г.