Застойный диск зрительного нерва (ЗДЗН) - симптомы, причины, методы лечения

Опубликовано: 12.01.2010 г.
Обновлено: 02.09.2024 г.

widgetkit image

Что такое застойный диск зрительного нерва?

Застойный диск - это отек диска зрительного нерва, развивающийся вторично по отношению к повышенному внутричерепному давлению. Почти всегда он является двухсторонним, хотя может быть и односторонним. Все прочие причины отека диска при отсутствии повышенного внутричерепного давления касаются собственно отека и обычно вызывают зрительные нарушения.

Процессов, которые приводят к повышенному внутричерепному давлению, достаточно много. Первое место среди них занимают внутричерепные опухоли: они являются причиной возникновения застойных дисков зрительных нервов в 2/3 случаев.

widgetkit image

Среди других, менее значимых, причин повышения внутричерепного давления, а, следовательно, и развития застойных дисков зрительных нервов, следует назвать черепно-мозговую травму, посттравматическую гематому, воспалительное поражение головного мозга и его оболочек, объемные образования неопухолевой природы, поражение сосудов и синусов головного мозга, гидроцефалию, внутричерепную гипертензию неясного генеза, опухоль спинного мозга.

Клинически застойный диск проявляется его отеком, который обусловливает нечеткость рисунка и границ диска, а также гиперемию его ткани. Как правило, процесс двусторонний, но в редких случаях застойный диск может развиться только на одном глазу. Иногда односторонний застойный диск зрительного нерва сочетается с атрофией диска и низкими зрительными функциями на другом глазу.

• Нередко при опухолях головного мозга на диске зрительного нерва и в окружающей его сетчатке наблюдаются кровоизлияния, вызванные венозным застоем и отеком. Застойный диск при опухолях головного мозга и длительном течении приводит к резкому понижению остроты зрения вследствие атрофии зрительного нерва. Скорость развития атрофии зависит от локализации и характера опухоли.
  • Одним из характерных симптомов при опухолях головного мозга является осложненный застойный диск. Отдельные его формы протекают различно. Течение более благоприятное, если основной патологический процесс воздействует на центральный нейрон зрительного пути. В этих случаях атрофия зрительного нерва и резкое понижение зрительных функций наблюдаются лишь при длительном течении процесса.
  • При воздействии патологического процесса на периферический нейрон зрительного пути атрофия зрительного нерва и связанное с ней резкое понижение остроты зрения наблюдаются чаще и развиваются быстрее, чем при не осложненном застойном диске. Застойный диск при абсцессах головного мозга возникает также вследствие повышения внутричерепного давления и большей частью выражен слабее, чем при опухоли. Характерны быстрое развитие отека диска зрительного нерва и кровоизлияния.
Обнаружили у себя симптомы застойного диска зрительного нерва? Есть подозрения на заболевание?
Рекомендуем не откладывать визит к врачу!
Позаботьтесь о своем здоровье - запишитесь к офтальмологу.

Динамика застойного диска соответствует течению туберкулезного менингита. Рецидивы менингита приводят снова к появлению застойного диска. Застойный диск при туберкулезном менингите обычно слабо выражен, нередко имеет ремитирующее течение, явления застоя то убывают, то нарастают. Иногда наблюдается полное обратное развитие застойного диска с последующим его рецидивом.

Туберкулемы оказывают влияние, аналогичное опухоли, и могут привести к развитию резко выраженного застойного диска. Особенно это наблюдается при туберкулемах мозжечка, сопровождающихся развитием окклюзионной водянки.

• Застойный диск при серозном менингите развивается довольно часто. В большинстве случаев выражен не резко. Обычно наблюдаются начальные застойные диски с отеком ткани только по краю и с небольшим расширением вен. При арахноидитах отмечается малая динамичность отека, даже при длительном течении офтальмоскопическая картина не изменяется.
  • Исключение представляют арахноидиты задней черепной ямки, которые в связи с развитием окклюзионной водянки могут сопровождаться резко выраженным застойным диском. Застойный диск на почве арахноидита часто сопровождается кровоизлияниями в ткань диска и окружающую сетчатку. В отличие от опухоли головного мозга застойный диск при цистицеркозе реже переходит в атрофию зрительного нерва. В случаях отмирания цистицерка и его обызвествления наступает снижение внутричерепного давления и обратное развитие процесса.
  • Застойный диск при гипертонической болезни и заболеваниях почек возникает вследствие повышения внутричерепного давления. При этом могут отмечаться также изменения в сетчатке, но иногда их не бывает. В этих случаях не исключается возможность развития застойного диска вследствие опухоли головного мозга. Диагноз основывается на клинической картине заболевания, а также результатах неврологического, рентгенологического и флюоресцентно-ангиографических исследований.
Есть подозрения на застойный диск зрительного нерва? Сдайте анализы!
Прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный 2 300 руб.
Офтальмологическое обследование расширенное: авторефрактометрия, визометрия, тонометрия, компьютерная периметрия и/или контактная (бесконтактная) био, диагностика гемофтальма (без учета стоимости приема) 4 900 руб.

Оставьте заявку, наш оператор свяжется с вами для уточнения удобного для вас времени посещения клиники.

От неврита застойный диск в начальной стадии заболевания отличается сохранностью зрительных функций и наличием частичного или полного краевого отека диска зрительного нерва. Псевдоневрит представляет собой аномалию развития диска и обычно сопровождается аномальным ходом сосудов с атипичным разветвлением и образованием сетки сосудов на поверхности диска. Разница в калибре артерий и вен незначительна. Длительное наблюдение за динамикой клинической картины в ряде случаев способствует установлению правильного диагноза.

Офтальмологи «СМ-Клиника» занимаются лечением застойного диска зрительного нерва. Запишитесь на прием, и мы возьмем на себя заботу о вашем здоровье.

Информация, представленная на странице, не должна быть использована для самолечения или самодиагностики. При подозрении на наличие заболевания, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Провести диагностику и назначить лечение может только ваш лечащий врач.

Анастасьева Татьяна Геннадьевна
Анастасьева
Татьяна Геннадьевна

Механикова Полина Игоревна