ОНЛАЙН ЗАПИСЬ

Лечением данного заболевания занимается Дерматолог-венеролог
Информация, представленная на странице, не должна быть использована для самолечения или самодиагностики. При подозрении на наличие заболевания, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Провести диагностику и назначить лечение может только ваш лечащий врач.

Содержание статьи:

widgetkit image

Что такое псориаз ногтей?

Псориазом ногтей называют редкую разновидность болезни, при которой происходит поражение ногтевых пластин. Данная форма может возникать как самостоятельное заболевание или сопровождать псориатическое поражение суставов и кожи.

Основным симптомом патологии является целый ряд изменений внешнего вида ногтей. Диагноз ставится на основании данных анамнеза и осмотра пациента. В особо сложных случаях для исследования берется кожа около пораженного ногтя.

Терапия комплексная и включает в себя лечение сопутствующих соматических заболеваний, корректировку состояния нервной и иммунной системы, снятие симптомов  Источник:
. Курс лечения назначает врач, индивидуально для каждого пациента.

Псориаз ногтей

Точные причины развития патологических изменений неизвестны. Считается, что поражение ногтей развивается по той же схеме, что и другие виды болезни. У ряда пациентов имеется наследственная предрасположенность к заболеванию. К внешним провоцирующим факторам относят неправильное питание, травмы, курение, злоупотребление алкоголем, некоторые инфекционные заболевания, бесконтрольный прием лекарств и ряд других.

Под воздействием того или иного провоцирующего фактора происходит активация иммунных клеток в организме, которые мигрируют в ногтевую зону и вызывают развитие воспаления. В результате деление клеток на данном участке резко ускоряется, а процесс их созревания нарушается.

Еще одной возможной причиной заболевания считают неспособность организма адаптироваться к неблагоприятным внешним факторам.

Факторы риска

К общим факторам, которые оказывают действие на весь организм пациента, относят:

• наличие очагов хронической инфекции в организме;
  • несоблюдение режима труда и отдыха;
  • хроническое нервное перенапряжение;
  • аллергия;
  • неправильное питание, употребление большого количества вредной высококалорийной пищи;
  • патологии эндокринных органов;
  • курение, злоупотребление алкоголем;
  • постоянные переохлаждения;
  • тяжелый физический труд;
  • ожирение;
  • низкая двигательная активность;
  • анемия;
  • атеросклероз конечностей;
  • уже имеющийся псориаз любой формы.

Местные факторы:

• травмы, химические и механические воздействия на ногти;
  • кожные инфекции, при которых происходит поражение ногтей.

Псориаз ногтей

Выделяют следующие типы поражения ногтей:

• атрофический;
  • гипертрофический;
  • точечный.

Стадии развития заболевания:

• начальная — происходит медленное развитие воспалительного процесса, если лечение начато своевременно, то прогрессирование болезни останавливается, и она переходит в следующую стадию;
  • стационарная — состояние пациента фиксируется на определенном уровне, заболевание не прогрессирует, но и выздоровления не наступает;
  • регрессирующая — симптомы начинают исчезать, при правильном лечении внешний вид пораженных ногтей восстанавливается.

Виды и симптомы

Клинические проявления данной формы заболевания довольно разнообразны. Ногтевые пластины могут истончаться, на них образуются полосы и точки, меняется цвет и так далее. На начальной стадии симптомы напоминают последствия механического повреждения после удара ногтем. Если не начать лечение на этой стадии, то клинические проявления постепенно нарастают, что со временем приводит к сильной деформации ногтей  Источник:
.

В дерматологии выделяют несколько основных видов поражения ногтей при данном заболевании:

• на поверхности пластины появляется большое количество мелких неглубоких впадин (синдром наперстка);
  • пластина в области ложа безболезненно отделяется с образованием характерного ободка желтого или розового цвета (онихолизис);
  • ноготь разрыхлен, на его поверхности образуются пузыри, полосы, точки, пятна;
  • пластина отделяется от ложа, но ободка при этом не образуется, под ногтями появляются очаги кровоизлияний в виде розовых, красных, черных точек;
  • структура и текстура пластины изменяются, она утолщается, поверхность перестает быть гладкой, середина западает (трахионихия);
  • гипертрофированные ногти врастают в кожу, удалить их можно только хирургическим путем (онихогрифоз);
  • пластина деформируется, околоногтевой валик утолщается и время от времени воспаляется (паронихия).

На начальных этапах заболевание развивается бессимптомно. Ногти постепенно истончаются, отделяются от ложа. Появляется сильный зуд и дергающие боли. Пациент постоянно расчесывает кожу, что приводит к нарушению ее целостности. В результате в раны внедряется условно-патогенная флора, что приводит к еще более сильному воспалению в очаге поражения.

Псориаз ногтей

Обнаружили у себя симптомы псориаза ногтей? Есть подозрения на заболевание?
Рекомендуем не откладывать визит к врачу!
Позаботьтесь о своем здоровье - запишитесь к дерматологу-венерологу.

Как отличить от грибка

Ниже перечислены основные отличия псориаза ногтей от грибковой инфекции:

• грибок — это инфекция, которой люди заражаются после ношения чужой обуви, посещения общественных бань, бассейнов и так далее, псориаз ногтей незаразен;
  • грибок чаще образуется на ногтях ног, а псориатические поражения на руках;
  •  грибковая инфекция обычно приводит к деформации или утолщению ногтей, неинфекционный дерматоз вызывает отслоение пластины от ложа;
  • грибком чаще поражаются первый и пятый палец ноги и большой палец руки, так как они чаще травмируются в быту, при псориатическом поражении страдают все ногти конечностей.

Диагностика

В большинстве случаев диагностика заболевания не вызывает у специалиста особых затруднений. Диагноз ставится на основе данных анамнеза и осмотра пациента. В обязательном порядке проводится дифференциальная диагностика с грибковыми поражениями ногтей.

Если по клинике различить заболевания не получается, то у пациента берут кровь на анализ и обнаруживают наличие в ней аутоиммунных процессов. Самым точным методом дифференциальной диагностики является биопсия кусочков пораженных тканей с последующим гистологическим исследованием. Инструментальную диагностику не проводят.

Лечение псориаза ногтей

Псориаз ногтей

Как лечить псориаз ногтей? Выбор метода терапии зависит от тяжести течения патологии, выраженности клинической картины, наличия сопутствующих заболеваний, возраста пациента. Если болезнь находится на начальной стадии, то часто бывает достаточно консервативного лечения. При врастании ногтевых пластин под кожу показано хирургическое вмешательство.

На начальных этапах схема лечения включает в себя местные средства  Источник:
(кремы, мази, бальзамы), в состав которых входят анальгетические, противовоспалительные и противозудные средства. Набольшую эффективность при данной патологии показали следующие группы препаратов:

• глюкокортикостероиды;
  • витамин D3;
  • антигистаминные средства;
  • дерматотропные препараты.

Помимо этого, в состав комплексной терапии заболевания могут быть включены поливитамины, системные ретиноиды, антидепрессанты  Источник:
. Эффективность лечения повышает физиотерапия (УФО, УВЧ, электрофорез, магнитотерапия и ряд других).

Диагноз уже поставлен?
Получите «второе мнение»*!

Если у вас на руках есть свежие анализы и результаты диагностики из другого медицинского учреждения - приходите в «СМ-Клиника» и получите «второе мнение». Заполните форму обратной связи, мы свяжемся с вами и проконсультируем по услуге.

* "второе мнение" (second opinion) - это обращение к другому врачу того же профиля за альтернативным мнением на ту же самую клиническую ситуацию

Профилактика

Чтобы максимально снизить риск развития заболевания либо частоту его обострений необходимо соблюдать следующие рекомендации:

• избегать травм ногтей;
  • своевременно стричь и обрабатывать ногти;
  • держать ноги и руки чистыми, сухими;
  • не удалять кутикулу;
  • увлажнять кожу конечностей специальными кремами, не давать ей сохнуть  Источник:
    ;
  • регулярно дезинфицировать инструменты для педикюра и маникюра;
  • при работе на даче или с бытовой химией использовать перчатки;

• не использовать декоративные лаки;
  • правильно питаться;
  • соблюдать режим труда и отдыха;
  • отказаться от курения, злоупотребления алкоголем;
  • отказаться от употребления высокоаллергенных продуктов;
  • контролировать вес;
  • больше двигаться, заниматься физкультурой;
  • регулярно проводить санацию очагов хронической инфекции в организме;
  • не переохлаждаться;
  • при появлении первых признаков болезни немедленно обратиться к специалисту, это значительно облегчит лечение и улучшит прогноз.

Источники:

• Псориаз ногтей: динамика клинического течения на фоне терапии препаратами ИЛ-17. Жукова О.В., Артемьева С.И., Аль-Хаватми А.A.-Х.M. МС. 2022. №3. с. 38-45
  • Псориатическая ониходистрофия как маркер тяжести псориаза и сопутствующей коморбидности. Ковалева Ю.С., Ведлер А.А., Субботин Е.А., Грибова Г.В. Вестник СурГУ. Медицина. 2020. №4. с. 51-57
  • Псориаз ногтей: первый опыт фотодинамической терапии с куркумином. Утц С.Р., Тальникова Е.Е., Султанахмедов Э.С., Мясникова Т.Д., Сафонов В.А., Поповичева О.А. Саратовский научно-медицинский журнал. 2017. №3. с. 600-604
  • Псориатическая болезнь. Диагностика, терапия, профилактика. Разнатовский К.И., Терлецкий О.В. Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2020.
  • Поражения ногтей в практике врача-дерматовенеролога: руководство для врачей. Раводин Р.А., Корнишева В.Г., Якупов И.А. Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2022.

Статья опубликована: 27.12.2022 г.
Последнее обновление: 23.07.2023 г.