Бесплатная консультация хирурга

Содержание статьи:

Храпом называют нарушение дыхания, которое возникает во сне и сопровождается вибрацией мягких тканей носоглотки и гортани, что приводит к появлению характерного низкочастотного звука. Чаще всего храп возникает у людей с ожирением, заболеваниями лор-органов, функциональными расстройствами.

Сильный храп часто сопровождается апноэ (остановка дыхания), что приводит к кислородному голоданию жизненно важных систем организма и может стать причиной инсульта или инфаркта миокарда. Кроме этого, храп ухудшает качество сна как самого пациента, так и окружающих его людей. Как вылечить храп? В зависимости от причин возникновения и степени запущенности могут быть использованы разные способы терапии, от консервативного лечения до операции.

Причины храпа

Основными причинами возникновения данного симптома являются:

• полипы, аденоиды в носу;
  • удлиненный язычок, гипертрофия, отечность неба;
  • искривление перегородки носа;
  • врожденная узость носовых ходов или глотки;
  • ожирение;
  • хронические патологии лор-органов;
  • неправильный прикус.

Факторами риска, которые могут привести к возникновению храпа, являются:

• курение;
  • климакс у женщин;
  • постоянное нервное перенапряжение, хронический стресс;
  • нарушение работы щитовидной железы;
  • несоблюдение режима труда и отдыха;
  • хроническая усталость;
  • прием некоторых лекарственных препаратов;
  • старение организма;
  • нехватка сна  Источник:
    .

Как избавиться от храпа

Как избавиться от храпа во сне

Что делать и как остановить храп? Для этого необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1. Правильно выбирать позу для сна. Оптимальным вариантом является сон на боку. Такая поза позволяет избежать западения языка. Если понаблюдать за храпящим человеком, то можно увидеть, что как только он переворачивается со спины на бок, храп обычно исчезает, и дыхание становится нормальным, тихим. Избежать храпа также поможет правильное положение головы во время сна. Она должна быть немного приподнята.

2. Заниматься физкультурой. Это повышает общий тонус мышц всего тела.

3. Вести здоровый образ жизни. Рекомендуется отказаться от курения, избегать злоупотребления алкоголем, правильно питаться, соблюдать режим труда и отдыха.

4. Избавиться от лишних килограммов. Полные люди храпят чаще худых. Это связано с тем, что лишний вес не дает воздуху свободно проходить через дыхательные пути.

5. Регулярно проветривать и увлажнять помещение.

6. Отказаться от приема перед сном лекарственных средств, которые расслабляют мускулатуру носоглотки и провоцируют храп (седативные, антигистаминные препараты).

Данные рекомендации помогут не только при имеющемся храпении, но и позволят предотвратить появление храпа у здоровых людей.

Лечение храпа

Как избавиться от храпа во сне

Как бороться с храпом? Для решения данной проблемы врачами были разработаны следующие изделия:

• капа — это приспособление, которое фиксируется на зубах и выдвигает нижнюю челюсть вперед, в результате происходит смещение языка, его корень больше не перекрывает дыхательные пути, мягкие ткани глотки перестают вибрировать при прохождении воздуха, храп исчезает;
  • специальные полоски — их наклеивают на крылья носа перед сном, что приводит к расширению носовых ходов и облегчению дыхания.

Что еще помогает от храпа? Специалистами был разработан метод ПАП-терапии. Его суть заключается в том, что во время сна на лицо пациента надевают специальную маску. Она соединяется с компрессором, который подает воздух и создает давление в дыхательных путях  Источник:
.

Существуют следующие подвиды данной методики:

1. СиПАП. Через маску и шланг компрессор под небольшим давлением подает воздух в дыхательные пути. В результате в глотке создается положительное давление, которое немного расправляет органы дыхания и не дает им спадаться. Воздух подается всегда в одном режиме.

2. БиПАП. Уровень давления при подаче воздуха зависит от фазы вдоха и выдоха. Специальный датчик фиксирует дыхание пациента в режиме реального времени. На вдохе давление увеличивается, на выдохе быстро снижается. Такая работа помогает обеспечить нормальную вентиляцию легких, улучшить газообмен, увеличить жизненную емкость, снизить работу дыхательных мышц.

Если консервативная терапия не дает результата и храп приводит к ухудшению здоровья пациента, то может быть проведено хирургическое лечение.

Чаще всего проводятся следующие операции:

• пластика неба — специалист проводит лазерный или температурный ожог слизистой мягкого неба, что провоцирует воспаление в данной области, во время заживления размер язычка естественным образом уменьшается, что приводит к исчезновению храпа;
  • хирургическое удаление полипов, аденоидов, опухолей, восстановление нормального расположения перегородки носа – все эти операции проводятся для восстановления нормального прохождения воздуха через дыхательные пути;
  • удаление язычка, миндалин, части мягкого неба – проводится только в самых тяжелых случаях, при наличии четких показаний.

Чем опасен храп для женщин и мужчин

Появление храпа говорит о том, что у человека есть проблемы с дыханием. Чем больше перекрыты дыхательные пути, тем меньше кислорода попадает в мозг. При храпе мозг плохо восстанавливается, человек не может спать крепко, часто просыпается. В результате утром он встает не отдохнувшим, а усталым и разбитым.

Особенно опасен храп для детей. Ведь у них именно во сне происходит выработка гормона роста. Если ребенок не может крепко заснуть, то синтез гормона снижается, что может привести к задержке развития.

При постоянном храпе, на фоне недосыпа возникает синдром хронической усталости, человек становится агрессивным, раздражительным, у него снижается работоспособность, ухудшаются когнитивные способности, возникают нервные срывы.

Как избавиться от храпа во сне

Кроме этого, при постоянном храпе увеличивается вероятность развития следующих опасных для здоровья патологий:

• атеросклероз;
  • заболевания органов мочевыделительной системы;
  • резкие перепады артериального давления, что увеличивает вероятность развития инсультов, инфарктов, других болезней сердца, мозга, сосудов.

Для человека постоянный храп также опасен риском развития апноэ  Источник:
, когда во время сна происходит временная остановка дыхания. В результате возникает целый ряд неприятных симптомов, которые отрицательно влияют на работоспособность, общее самочувствие в дневные часы и при отсутствии лечения могут стать причиной развития целого ряда осложнений.

Источники статьи:

1. Оптимизация диагностики храпа. Лёшина Л.С. Российская оториноларингология № 4(83), 2016. с.27-30
  2. Диагностика и лечение храпа и синдрома ночного апноэ. Батыршин Р.Г., Шагиахметова Л.Я., Батыршин Т.Р., Гайсина Т.А. Казанский медицинский журнал, том 93, №2, 2012. с.273-276
  3. Консервативная терапия храпа и синдрома обструктивного апноэ во сне. Карпищенко С., Александров А., Сопко О., Арустамян И., Мушникова Ю. Врач №2, 2016. с.17-19
  4. Современный алгоритм диагностики храпа и синдрома апноэ сна. Волков А.Г., Золотова Т.В., Лешина Л.С. Российская оториноларингология № 4(95), 2018. с.22-25
  5. Что скрывает храп? Простые ответы на частые вопросы. Обухова Н.Т., Агальцов М.В., Джиоева О.Н. Российский кардиологический журнал, 2022. с.43-44

Статья опубликована: 03.12.2014 г.
Последнее обновление: 17.10.2022 г.