ОНЛАЙН ЗАПИСЬ

Витамины при гипотиреозе

Содержание статьи:

Гормоны щитовидной железы регулируют обмен веществ, функции нервной и сердечно-сосудистой систем. Недостаточная секреторная активность щитовидки называется гипотиреозом. Это патологическое состояние негативно отражается на здоровье человека. Его лечение требует комплексного подхода.

Часто врачи назначают минералы и витамины при гипотиреозе: они помогают улучшить общее состояние пациента, нормализовать функции щитовидной железы  Источник:

Последствия нехватки микроэлементов

Тиреоидные гормоны представляют собой йодированные производные тирозина. Для их синтеза щитовидной железе нужно достаточное содержание в организме человека йода.

Большая часть населения России проживает в регионах, где в почве, воде и продуктах питания низкое содержание этого микроэлемента. Из-за этого поступление йода в организм снижается и не покрывает физиологической потребности. Особенно часто йододефицит возникает у детей и подростков в периоды быстрого роста, у беременных женщин  Источник:
Синдром гипотиреоза. Трошина Е.А., Юкина М.Ю. Клиницист. 2008. №1. с.45-49
.

Недостаток йода, который сохраняется на протяжении длительного времени, сопряжен с высоким риском развития ряда заболеваний:

• узлового или диффузного зоба;
  • гипотиреоза;
  • эндемического кретинизма.

Йододефицит — одна из причин самопроизвольных выкидышей, высокой перинатальной смертности, задержки психомоторного развития детей раннего возраста.

Витамины для щитовидной железы

Чаще всего назначают такие витамины для щитовидки при гипотиреозе:

1. Витамин А (ретинол). Нормализует синтез тиреотропного гормона, от уровня которого зависит функциональная активность щитовидной железы. Витамин A способствует всасыванию йода из продуктов питания и его усвоению.
  2. Витамин B1 (тиамин). Снижает повышенную утомляемость, которая часто встречается у пациентов с недостаточной функцией щитовидки.
  3. Витамин B2 (рибофлавин). Один из симптомов гипотиреоза — анемия. Рибофлавин участвует в метаболизме железа, благодаря чему способствует повышению уровня гемоглобина.
  4. Витамин B6 (пиридоксин). Регулирует многие обменные процессы, нормализует работу эндокринной системы, купирует неврологические нарушения.
  5. Витамин B9 (фолиевая кислота). Отвечает за рост клеток, предотвращает повреждение их генетического материала во время деления. Также фолиевая кислота улучшает настроение, повышает работоспособность.
  6. Витамин B12 (цианокобаламин). Один из симптомов гипотиреоза — депрессивное расстройство. Цианокобаламин увеличивает синтез нейромедиатора дофамина, который еще называют гормоном счастья.
  7. Витамин E (токоферол). Усиливает образование тиреотропного гормона, улучшает обмен селена и йода.
  8. Витамин D (кальциферол). Дефицит витамина D — одна из наиболее актуальных проблем медицины. Многие пациенты задают эндокринологам вопрос: «Витамин Д при гипотиреозе полезен или вреден для организма?». В комплексную терапию болезни Хашимото включают кальциферол, особенно в случаях, когда это аутоиммунное воспаление щитовидной железы протекает со снижением ее секреторной функции. Витамин D не назначают людям с диффузным токсическим зобом. Это связано с тем, что он еще больше усиливает образование тиреоидных гормонов, в результате чего состояние человека ухудшается  Источник:
    .

Принимать витаминные комплексы следует только по назначению врача, который учитывает все показания и противопоказания.

Минералы для щитовидной железы

Для правильного функционирования щитовидной железы важно поступление в организм человека минералов в достаточном количестве. Основные из них:

1. Йод. Потребность в этом микроэлементе зависит от возраста. Для детей первого года жизни она составляет от 25 до 50 мкг, для дошкольников — 90 мкг, для младших школьников — 120 мкг в сутки. В возрасте от 12 до 35 лет, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, в организм ежедневно должно поступать 150 мкг йода, а после 35 лет — 100 мкг. Самая высокая потребность — у беременных женщин: 200–250 мкг в сутки. Для функций щитовидной железы вреден как избыток, так и недостаток йода  Источник:
    .
  2. Селен. Обладает выраженным антиоксидантным действием, защищает мембраны клеток и клеточных структур от повреждения свободными радикалами. Селенсодержащий фермент дейодиназа регулирует продукцию тиреоидных гормонов.
  3. Медь. Ее недостаток оказывает негативное влияние на всю эндокринную систему, в том числе и на щитовидную железу.
  4. Цинк. Дефицит данного минерала подавляет выработку тиреоидных гормонов, а гипотиреоидное состояние ухудшает метаболизм цинка.
  5. Железо. Этот минерал нужен для нормального усвоения йода из пищеварительного тракта. Кроме того, железо необходимо для синтеза ряда ферментов и гемоглобина.
  6. Магний. Точные механизмы изменений метаболизма магния при болезнях щитовидки до конца не установлены. Известно, что избыток минерала отмечают у пациентов с гипотиреозом, а недостаток — с гипертиреозом.

При патологиях щитовидной железы вреден как избыток, так и недостаток минералов. Поэтому принимать их следует только по рекомендациям специалистов.

Рацион питания при гипотиреозе

Минералы и витамины для щитовидки при гипотиреозе должны поступать в организм человека не только с аптечными препаратами, но и с продуктами питания. Поэтому в диету обязательно включают свежие фрукты и овощи, зелень  Источник:
. Так как многие пациенты с гипотиреозом сталкиваются с проблемой лишнего веса, им рекомендуют исключить из рациона легкие углеводы:

• кондитерские изделия;
  • белый хлеб;
  • картофель;
  • рис;
  • алкогольные напитки;
  • сладкие газировки;
  • бананы;
  • супы быстрого приготовления.

В качестве источника полезных углеводов предпочтение следует отдать дикому и бурому рису, овсянке, цельнозерновому хлебу.

В рационе людей с гипотиреозом обязательно в достаточном количестве должны присутствовать мясо, рыба, нежирные сыры, кисломолочные продукты. Они обеспечивают организм белками, которые нужны для синтеза и доставки клеткам тироксина и трийодтиронина.

Белковая пища обладает еще одним преимуществом: она не способствует увеличению массы тела. На ее расщепление организм затрачивает значительно больше энергии, чем на расщепление аналогичного количества жиров и углеводов, поэтому человек дольше сыт.

Прием назначенных врачом гормональных препаратов и витаминно-минеральных комплексов, правильное питание помогут быстро улучшить состояние людей, которые страдают от пониженной функции щитовидной железы.

Источники статьи:

1. Содержание витамина D3 и некоторых адипокинов при гипотиреозе. Капралова И.Ю, Вербовой А.Ф., Шаронова Л.А. МвК. 2014. №3. с.42-45
  2. Эндокринология. Национальное руководство. Дедова И.И., Мельниченко Г.А. Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2012.
  3. Синдром гипотиреоза. Трошина Е.А., Юкина М.Ю. Клиницист. 2008. №1. с.45-49
  4. Синдром гипотиреоза: лекция. Вербовой А.Ф, Шаронова Л.А. Эндокринология: Новости. Мнения. Обучение. 2015. №4. с.71-75
  5. Руководство по пищевым добавкам и заболеваниям щитовидной железы. Шомон М. Verywellhealth. 2022.
Вострикова Екатерина Борисовна
Статья опубликована: 30.03.2023 г.
Последнее обновление: 30.03.2023 г.