Уважаемые клиенты! Возможны технические трудности с дозвоном в колл-центр. Посмотрите другие способы связи с нами >>

Бесплатная консультация хирурга

О чем говорит уровень билирубина?

Подробнее о лечении заболевания: Гепатолог.

Содержание статьи:

О чем говорит уровень билирубина?

Билирубин – это пигмент ярко-желтого цвета, образующийся в результате распада одного из важнейших белков крови – гемоглобина. После того, как эритроциты, заполненные гемоглобином и переносящие кислород, завершают свой жизненный цикл, они разрушаются. Железо, которое содержится в гемоглобине, идет на нужды тела, а остальная часть расщепляется, в результате чего образуется билирубин. Часть пигмента входит в состав желчи, некоторое количество выводится с калом, преобразуюсь в стеркобилин, часть – с мочой в виде уробилина.

Определена норма билирубина в крови, причем она отдельно считается для каждой фракции:

• общего;
  • прямого;
  • непрямого билирубина.

Повышение одного или нескольких показателей может указывать на проблемы печени, желчного пузыря или всего организма.

Как образуется билирубин

У здорового человека показатели билирубина колеблются незначительно, не превышая границ нормы. Сам пигмент образуется внутри селезенки и костного мозга при распаде отживших свое красных клеток крови. Из эритроцитов выходит гемоглобин, железо идет на повторное использование, а гемовые белки перерабатываются, давая начало билирубину.

О чем говорит уровень билирубина?

Непрямой билирубин или второе его название – неконьюгированный, переносится белками в печень, где под действием специального фермента – глюкуронилтрансферазы, прочно связывается с молекулами глюкуроновой кислоты. Так образуется прямой или конъюгированный билирубин. Это нужно, чтобы токсичный непрямой билирубин, который не растворим в воде, превратился в растворимый и безопасный прямой.

Связанная с белками крови фракция этого пигмента почти не попадает в кровь, напрямую экскретируясь в желчь. В процессе пищеварения билирубин желчи в просвете кишечника под влиянием бактерий расщепляется, превращаясь в стеркобилин. Он имеет коричневую окраску, и определяет цвет стула.

Уровень билирубина в крови

Для детей и взрослых подсчитаны нормы всех фракций билирубина, определяемых в плазме крови.

Анализ на билирубин: норма у взрослого

• Прямой билирубин у взрослых оставляет в норме -0 - 5,1 мкмоль/л.
  • Непрямой билирубин взрослых – до16,4 мкмоль/л.
  • Сумма прямого и непрямого – это общий билирубин. Его норма - 0,5 - 20,5 мкмоль/л.

Норма у детей

У детей раннего возраста есть особенности в показателях билирубина, связанные с работой печени по переработке фетального гемоглобина. Они указаны в таблице.

Билирубин: таблица норма по возрасту

Возраст младенцаПоказатели общего билирубина
Первые сутки 24 - 149 мкмоль/л
Вторые-третьи сутки 58 - 197 мкмоль/л
Четвертые-шестые сутки 26 - 205 мкмоль/л
Старше 6 суток < 21мкмоль/л

Непрямой билирубин не должен превышать 5 мкмоль/л, остальное – это прямая фракция билирубина.

Когда назначается исследование уровня билирубина

О чем говорит уровень билирубина?

Есть целый ряд показаний, при наличии которых проводится исследование сыворотки крови с определением всех фракций билирубина. Можно выделить следующие поводы:

• Клинические признаки поражений ткани печени, проблемы с желчевыделительными путями. Это темная пенистая моча, желтуха, светлый стул, кожный зуд, болезненность или ощущение распирания под правыми нижними ребрами.
  • Обследование новорожденных детей, у которых физиологическая желтуха длится более 1-2 недель. У здорового ребенка желтушность кожи нарастает к 3-4 суткам и затем постепенно уходит к 10-14 дню.
  • Подозрение на гемолиз эритроцитов при врожденных или приобретенных анемиях, отравлениях. При гемолизе происходит разрушение эритроцитов внутри сосудов с выходом гемоглобина в кровь и его трансформацией в билирубин.
  • Обследование пациентов, которые систематически злоупотребляют алкогольными напитками. Под злоупотреблением подразумевается прием более 2 порций алкоголя в день (1 порция – это 20 г спирта в пересчете на напиток).
  • Контроль за состоянием печени у пациентов, которые принимают лекарственные препараты, у которых есть гепатотоксическое или гемолитическое побочное действие. Обычно эффект проявляется по мере приема препарата (накопительное действие).
  • Оценка состояния печени у пациентов, которым поставлен диагноз вирусного гепатита. Это могут быть тип А или В, С, дельта и другие.
  • Контроль за состоянием человека при наличии у него серьезных проблем с органом. Это такие диагнозы как холецистит, желчнокаменная болезнь, гепатиты различного типа, фиброз/цирроз печени, жировой гепатоз.

Кроме того, обследование на печеночные пигменты назначается в рамках диспансеризации, для комплексной оценки состояния организма.

Повышенный уровень

Если по каким-то причинам уровень билирубина в крови повышается, он не обезвреживается должным образом, происходит его трансформация в биливердин – окисленный продукт. Его повышение в крови и ткани провоцирует желтушность кожных покровов и слизистых. Цвет может быть от лимонно-желтого, оранжевого до почти оливкового. Это определяется соотношением прямой и непрямой фракции.

Почему повышается уровень билирубина? Причин несколько – это:

• сокращение срока жизни эритроцитов, что ведет к их ускоренному распаду и выходу избытка гемоглобина;
  • нарушение обменных процессов, которые необходимы для полноценного метаболизма билирубина;
  • снижение скорости поглощения билирубина клетками печени;
  • торможение процесса выделения пигмента в желчь;
  • затруднение оттока образовавшейся в печени желчи из-за камней, опухоли, стриктур желчных ходов.

Чаще всего уровень билирубина повышается при желчнокаменной болезни, циррозе, гепатитах и опухолевых поражениях. Гипербилирубинемию могут вызвать паразиты, токсины, анемия, прием некоторых лекарств.

В зависимости от соотношения фракций, которые повышены при патологии, можно определить причины патологии. Если страдает общий билирубин – это проблемы самой печени. При повышении непрямой фракции страдает процесс разрушения эритроцитов (есть гемолиз). При высоком уровне прямого – затруднен отток желчи по желчным ходам.

Симптомы повышения билирубина

По степени тяжести патологии разделяют на основании клинической картины и уровня билирубина. Повышение до 85 мкмоль/л с относительно незначительными проявлениями типично для легкой формы патологии. Среднюю тяжесть ставят при уровне до 170 мкмоль/л, все что выше – это тяжелые патологии, поскольку билирубин оказывает токсическое воздействие.

Со стороны печени могут выявляться:

• тяжесть, распирание, боль в правом боку, под ребрами;
  • потемнение мочи (цвет темного пива) с пеной;
  • изменение кала – до светло-желтого и бесцветного;
  • неприятные ощущения в животе после еды отрыжка, вздутие;
  • слабость, апатия, головокружение;
  • повышение температуры тела (при гепатитах).

Если причиной проблем стало нарушение оттока желчи из печени и пузыря, возможны желтизна кожи и склер, сильный кожный зуд, боль в правом боку под ребрами, запор или понос, сильный метеоризм, осветление кала и темная моча.

При проблемах со стороны эритроцитов и их усиленном разрушении возникает анемия, темнеет стул при обычной окраске мочи, образуются синяки по телу на фоне бледности кожи, возможен зуд, который усиливается во сне и при нагревании кожи.

Пониженный уровень

Понижение уровня билирубина диагностического значения не имеет.

Источники:

1. Влияние концентрации билирубина и перекиси водорода в крови на электрофоретическую подвижность эритроцитов. Матюшичев В. Б.,
  2. Шамратова В. Г. Biological Communications №3, 2003. с. 86-90
  3. Стандарт медицинской помощи больным с нарушениями обмена порфирина и билирубина. Проблемы стандартизации в здравоохранении, 2007. с. 100-106
  4. Показатели пигментообразующей функции печени при токсическом гепатите. Лысенко А.С., Осадчий В.В., Виноградов А.А. Актуальные проблемы медицины, 2013.

Статья опубликована: 06.09.2016 г.
Последнее обновление: 09.12.2022 г.