• x

Анализы при укусе клеща

Опасность получить укус клеща подстерегает человека повсюду: в лесу, в парке, на даче.

Переносимые клещами инфекции могут привести к инвалидности или даже летальному исходу.

Кроме того, некоторые иксодовые клещи могут быть инфицированы сразу двумя (реже тремя) патогенами (коинфекция) и приводить к развитию у одного и того же человека сочетанной инфекции. Чаще описаны случаи сочетанного боррелиоза и анаплазмоза.

Учитывая эти особенности, при укусе клеща и подозрении на клещевую инфекцию необходимо своевременно провести комплексное лабораторное исследование, включающее анализы на все значимые возбудители клещевых инфекций, чтобы определить наличие инфекции и при необходимости срочно начать лечение.

Клещевые инфекции представляют серьезную проблему для здоровья человека. Наибольшее значение имеют следующие клещевые инфекции:

• болезнь Лайма (клещевой боррелиоз), возбудителем заболевания является спирохета Borrelia burgdorferi;
    • анаплазмоз, ранее известный как гранулоцитарный эрлихиоз, возбудителем заболевания является α-протеобактерия Anaplasma phagocytophilum.
    • моноцитарный эрлихиоз, возбудителем заболевания является α-протеобактерия Ehrlichia chaffeensis. Переносчик инфекции – иксодовые клещи Amblyomma americanum.

Клиническая картина клещевых инфекций имеет много общих черт и неспецифична. Как правило, заболевание манифестирует в виде гриппоподобного синдрома с лихорадкой, головной болью, миалгией и артралгией. Дифференцировать клещевые инфекции между собой и с другими острыми инфекционными на основании только лишь клинической картины заболевания невозможно.

Методы лабораторной диагностики:

1. ПЦР – метод полимерной цепной реакции, выявляет в крови или в гомогенизате клеща специфических фрагментов РНК или ДНК возбудителей инфекционных заболеваний, которые переносятся клещами: клещевого энцефалита, боррелиоза (болезни Лайма), гранулоцитарного анаплазмоза человека, эрлихиоза. Причиной для проведения теста служит факт присасывания клеща, которого необходимо после удаления с кожи пациента доставить в лабораторию. Метод позволяет установить возбудителя, даже при минимальной его концентрации в исследуемом материале, и в достаточно короткие сроки. При положительном результате принимают экстренные меры по введению иммуноглобулина, назначают противовирусные препараты.
    2. ИФА – иммуноферментный анализ позволяет определять присутствие антител к возбудителям инфекций на всех этапах болезни, в том числе в период выздоровления. Первыми после заражения (через-10-14 дней) появляются иммуноглобулины М. Затем (через 4-6 недель) обнаруживаются иммуноглобулины G, которые будут присутствовать в крови долго и противостоять повторному заражению.

Анализы на антитела G бывают качественными (просто «да» или «нет») или количественными, с цифрами обнаруженных антител или титр. Результаты исследования крови на антитела IgM носят качественный характер: «обнаружено» или «не обнаружено».

Обнаружение IgM-антител к вирусу клещевого энцефалита можно рассматривать как серологическое подтверждение острой инфекции данным вирусом.

Что делать, если укусил клещ?

• Аккуратно удалите клеща,
    • Отнести его на анализ в вирусологическую лабораторию
    • При этом важно соблюдать следующие условия:
    • Клеща положите в пробирку или небольшую ёмкость с плотно закрывающейся крышкой. Желательно — на ватку, смоченную водой.
    • Анализ должен быть проведён не позднее трёх суток с момента удаления насекомого. Именно столько в теле кровососа хранится необходимая для анализа ДНК
    • НЕОБХОДИМО ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБРАТИТЬСЯ К ВРАЧУ!
    • Через 10 дней после укуса сдать кровь на боррелиоз и энцефалит
    • Еще через 2-3 недели сдать анализы на антитела к вирусу клещевого энцефалита и вирусу боррелиоза – для подтверждения диагноза и оценки иммунитета вашего организма

Какой биоматериал можно использовать для исследования?

• Венозную кровь
    • Клеща, извлеченного из ранки

Как правильно подготовиться к исследованию?

Кровь - специальная подготовка не требуется. Рекомендуется взятие крови не ранее чем через 4 часа после последнего приема пищи.

Клеща в лабораторию следует приносить сразу после удаления.

Уважаемые пациенты!
    Возможна сдача анализов без предварительной расширенной подготовки:

• • в экстренных и неотложных случаях;
  • • по назначению врача;
  • • у детей младшего возраста.
  • Запись на прием

Хотите мы
    вам перезвоним?
    Мы поможем быстро найти то, что вам нужно!
    Получить купон на повторное посещение

Скриншот отзыва с Яндекс.Карт*

на консультацию