ОНЛАЙН ЗАПИСЬ

Артроз

Лечением данного заболевания занимается Ревматолог
Информация, представленная на странице, не должна быть использована для самолечения или самодиагностики. При подозрении на наличие заболевания, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Провести диагностику и назначить лечение может только ваш лечащий врач.

Содержание статьи:

widgetkit image

Что такое артроз?

Артроз – это хроническое дегенеративное заболевание суставов, сопровождающееся деформацией и разрушением хрящевой ткани, а также ограничением подвижности в костно-суставных сочленениях. Данная патология, являющаяся одной из самых актуальных проблем современной медицины, очень сложно поддается коррекции и требует особого внимания со стороны ортопедов, травматологов, хирургов, ревматологов и многих других узкопрофильных специалистов.

Зачастую, предпосылками для возникновения такого распространенного заболевания как артроз, является излишняя нагрузка на суставы, которую они не в состоянии выдержать, либо микротравмы, полученные в раннем возрасте. Чаще всего болезнь начинает прогрессировать и проявляться в возрасте старше 40 лет.   Источник:
Н.В. Дедух
Артроз // Боль. Суставы. Позвоночник, 2012, №2(6), с.37-41

Причины и факторы риска развития артроза

Основополагающей причиной артроза суставов является нарушение обменных процессов в суставных сочленениях. Это расстройство влечет за собой частичную или полную потерю протеогликанов (сложных белковых соединений) и утрату эластичности хрящевой ткани. Существует множество факторов, способных спровоцировать развитие патологического процесса. Среди них следует выделить:

• ранее перенесенные травмы;
  • ненормированную нагрузку на суставы;
  • наследственную предрасположенность;
  • метаболические расстройства;
  • гормональные нарушения;
  • аутоиммунные патологии;
  • снижение суставного кровотока;
  • избыточную массу тела;
  • переохлаждение;
  • частые простудные заболевания;
  • острые воспаления суставов;
  • неправильное питание;
  • специфические воспалительные процессы (туберкулез, сифилис, гонорея, клещевой энцефалит);
  • остеохондропатию головки бедренной кости (болезнь Пертеса);
  • общую интоксикацию организма;
  • гемофилию (нарушение свертываемости крови).

Механизм развития заболевания

Артроз суставов – это полиэтиологическая (имеет много причин появления) патология, в основе которой лежит нарушение нормального формирования и восстановления хрящевой ткани. Данная субстанция, состоящая из клеток хондроцитов и межклеточного вещества, в норме имеет гладкую эластичную структуру, позволяющую суставным поверхностям костей беспрепятственно двигаться, обеспечивая необходимую амортизацию и существенно снижая нагрузку на соединительнотканную оболочку, связки, прилегающие мышцы и кости.

По мере развития патологического процесса хрящевая поверхность начинает разволокняться и становится шершавой. Как следствие, повышается трение поверхностей сочленяющихся костей и от хряща начинают отделяться микроскопические фрагменты. Попадая в суставную полость, они свободно перемещаются в синовии (густой эластичной массе, заполняющей полость сустава), травмируя синовиальную оболочку. На более поздних стадиях на хрящевой поверхности происходит формирование очагов обызвествления (отложений солей кальция).   Источник:

Артроз является заболеванием, характеризующимся постоянным травмированием суставной капсулы. Подобное состояние приводит к нездоровому разрастанию соединительной ткани, утолщению синовиальной оболочки, постепенному разрушению хряща и возможному повреждению мышечно-связочного аппарата.

Стадии и симптомы артроза

В медицинской практике, в зависимости от клинических проявлений, принято выделять 3 стадии артроза.

I стадия. Характеризуется нарушением состава синовиальной жидкости и снижением устойчивости хрящевой поверхности к функциональным нагрузкам. К наиболее характерным признакам артроза 1-й степени относят незначительный дискомфорт при движении, не имеющие четкой локализации слабые боли, усиливающиеся во время и после физической нагрузки, характерный хруст в суставах.

II стадия. Сопровождается разрушением хряща и формированием по краям суставной площадки остеофитов (костных разрастаний). При первых движениях после периода покоя пациенты жалуются на тугоподвижность сустава. Также к симптомам артроза 2-й степени относят постоянные боли различной интенсивности, возникающие по ночам и при перемене погоды, а также нарушение тонуса околосуставных мышц.

III стадия. Характеризуется полным истощением, разволокнением суставного хряща и формированием обширных очагов разрушения. При развитии артроза 3-й степени существенно деформируется опорная площадка сустава и нарушается (отклоняется) ось конечности. Из-за массивных патологических изменений соединительной ткани наблюдается тенденция к укорачиванию связок и ограничению естественного движения в суставе. На данной стадии заболевания у пациентов нередко развиваются контрактуры (невозможность полностью согнуть или разогнуть сустав), случаются подвывихи, существенно ослабляется сократительная способность мышц.

Диагностика

При наличии субъективных и объективных симптомов артроза суставов для определения степени разрушения костно-суставного сочленения и выбора оптимального метода лечения пациенту назначается комплексное диагностическое обследование.   Источник:
Л.В. Лучихина, Д.Е. Каратеев
Диагностика артроза суставов включает в себя сбор анамнеза, осмотр и проведение дополнительных инструментальных исследований (рентгенографии пораженного сустава, УЗИ, КТ и МРТ).

Лечение артроза

Лечение артроза суставов проводится в комплексе. При выборе врачебной тактики в первую очередь учитывается стадия и локализация патологического процесса, а также возраст и общее состояние пациента. Для купирования болей при артрозе, улучшения кровообращения и восстановления хрящевой поверхности назначаются анестетики центрального действия, нестероидные противовоспалительные препараты, хондропротекторы, миорелаксанты и другие лекарственные средства.

Если медикаментозное лечение артроза не приводит к стабилизации процесса, больному рекомендуется операция (удаление части или целой хрящевой поверхности). К наиболее популярным хирургическим методикам, применяющимся на сегодняшний день в клинической практике, относят артропластику, эндопротезирование суставов и артроскопию.

В арсенале врачей, занимающихся разработкой методов лечения и профилактики артроза в «СМ-Клиника», помимо вышеперечисленных есть и другие способы, благодаря которым можно выбрать для каждой конкретной клинической ситуации оптимальное решение.

Источники:

• Н.В. Дедух. Артроз // Боль. Суставы. Позвоночник, 2012, №2(6), с.37-41.
  • Л.В. Лучихина, Д.Е. Каратеев. Новые подходы к ранней диагностике артроза и перспективы его патогенетической терапии // Современная ревматология, 2014, №4, с.33-38.
  • Rezuș E, Cardoneanu A, Burlui A, Luca A, Codreanu C, Tamba BI, Stanciu GD, Dima N, Bădescu C, Rezuș C. The Link Between Inflammaging and Degenerative Joint Diseases // Int J Mol Sci. 2019 Jan 31;20(3):614. doi: 10.3390/ijms20030614.

Запишитесь на обследование по телефону 8 (812) 435-55-55 или оставьте заявку на обратный звонок:

Другие виды боли

widgetkit image

Статья опубликована: 13.05.2013 г.
Последнее обновление: 11.03.2024 г.