Бесплатная консультация хирурга

Диета при псориазе

Подробнее о лечении заболевания: Псориаз. Лечением заболевания занимается Дерматолог-венеролог.

Содержание статьи:

Диета при псориазе

Псориазом называют аутоиммунное хроническое заболевание кожи неинфекционной этиологии. Точные причины развития данной патологии неизвестны. Основными симптомами являются высыпания и шелушение кожи, включая волосистую часть головы.

Болезнь может вызывать патологические изменения в других органах и тканях. Чаще всего страдают суставы, позвоночник, ногти, почки. Заболевание приносит пациенту множество неудобств, доставляет психологический дискомфорт и сильно снижает качество жизни. Тяжелые формы могут привести к развитию инвалидности. Вылечить болезнь полностью на сегодняшний день невозможно. Однако своевременное правильное лечение позволяет добиться стойкой ремиссии и вернуть человеку радость жизни.

Зачем нужна диета при псориазе

После приема пищи в организме запускаются сложные процессы, целью которых является расщепление, всасывание в кровь и усвоение питательных веществ органами и тканями. От состава потребляемых продуктов также зависит кислотно-щелочное равновесие в организме.

Если в рационе много жирного мяса и рыбы, выпечки, пасленовых культур, то среда становится кислой, что провоцирует рецидивы болезни. Исключив эти продукты из рациона, можно увеличить продолжительность ремиссии и улучшить качество жизни.

Соблюдение определенной диеты в течение долгого времени приводит к оздоровлению организма, улучшению внешнего вида кожи. Постепенно нормализуется метаболизм, повышается устойчивость организма к воздействию неблагоприятных внутренних и внешних факторов, усиливается иммунитет, улучшается общее самочувствие, нормализуется сон, исчезает быстрая утомляемость, слабость, апатия  Источник:
.

В механизме развития болезни имеется аллергическая составляющая. Поэтому симптомы часто напоминают аллергию. Исключив из рациона особо аллергенные продукты (шоколад, цитрусовые, клубнику, орехи и другие) можно также снизить вероятность обострений и продлить ремиссию.

Основные правила питания

При данной патологи пациенту рекомендуется питаться дробно. Принимать пищу следует часто (раз в три часа), но небольшими порциями. Это снижает нагрузку на органы пищеварения и улучшает общее самочувствие.

Имеются ограничения по способам обработки еды. Из рациона рекомендуется исключить фастфуд, жирную, острую, жареную, копченую, маринованную пищу. Еду рекомендуется тушить, варить или готовить на пару. Это облегчит работу гепатобилиарной системы и поджелудочной железы.

Под строгим запретом находится алкоголь. Прием спиртного, даже в небольших дозах, вызывает интоксикацию организма, отравляет его продуктами распада, нарушает работу органов пищеварения и провоцирует обострение болезни.

В рацион рекомендуется включить больше растительной клетчатки, которая содержится в овощах и фруктах. Продукты с клетчаткой ускоряют продвижение каловых масс в кишечнике, способствуют нормализации стула и выводу из организма токсинов. Кроме этого, в клетчатке содержится много полезных витаминов и микроэлементов.

Больному важно не допускать появление лишнего веса, так как это провоцирует развитие патологий, которые ухудшают течение псориаза (метаболический синдром, сахарный диабет, ожирение).

Что разрешается есть

Диета при псориазе

Основное правило, которое нужно соблюдать при составлении меню — использовать больше щелочных (70%) и меньше кислотных (30%) продуктов. Это поможет избежать обострения болезни и максимально продлить период ремиссии  Источник:
.

Перечень продуктов, которые можно кушать неограниченно:

• фрукты — особо полезны бананы, яблоки, дыни, употреблять фрукты нужно отдельно, нельзя сочетать их с молоком и цельнозерновыми культурами;
  • овощи (все, кроме тыквы, бобовых культур, брюссельской капусты, пасленовых);
  • свежевыжатые соки из винограда, ананаса, груши, абрикоса;
  • овощные фреши (из сельдерея, моркови, петрушки, свеклы, шпината);
  • ягоды (кроме черники, смородины, клубники, клюквы);
  • щелочные минеральные воды (pH от 7).

Продукты питания, которые можно потреблять в ограниченных количествах:

• нежирные сорта рыбы и мяса;
  • зерновые культуры;
  • обезжиренная кисломолочная и молочная продукция;
  • сыры;
  • травяные чаи;
  • яйца;
  • подсолнечные, льняные, тыквенные, кунжутные семечки;
  • сливочное и растительное масло.

Запрещенные продукты

Ниже приведен список продуктов, которые нельзя есть при псориазе:

• жирные сорта рыбы и мяса — жареные, копченые, запеченные в сухарях или тесте, острые, с большим количеством специй и соусов;
  • пасленовые культуры (баклажаны, помидоры, перцы, картофель);
  • все виды красного мяса (кроме баранины);
  • переработанные мясные продукты (сосиски, колбаса, сардельки, ветчина и так далее);
  • крахмалистые продукты (кукуруза, горох, хлеб);
  • субпродукты (пупки, почки, мозги, сердечки, печень);
  • икра, сушеная, жареная, вяленая, соленая, маринованная, копченая рыба;
  • белый рис;
  • морепродукты;
  • изделия из пшеничной муки, включая хлеб;
  • цельномолочные продукты;
  • жирные, ненатуральные молочные продукты;
  • яичница;
  • сливки, молочные коктейли, мороженое;
  • ненатуральное, соленое сливочное масло, маргарин;
  • заварные кремы, пудинги на натуральном молоке;
  • сгущенное молоко;
  • алкоголь (любой);
  • конфеты, леденцы, газировка, другие продукты с повышенным содержанием сахара или искусственных подсластителей.

Если у человека имеется аллергия на какие-либо продукты, то их также необходимо полностью исключить из рациона.

Питьевой режим

При данной патологии организм нужно постоянно очищать от токсинов. Принимать специальные препараты нет необходимости. Достаточно просто выпивать в сутки 2,5 литра жидкости  Источник:
. Разрешены к употреблению чистая вода, натуральные соки, ягодные и фруктовые морсы, компоты домашнего приготовления из разрешенных продуктов.

Магазинные соки и морсы пить не рекомендуется, так как в них содержатся ароматизаторы, подсластители, красители и другие вредные вещества, которые могут спровоцировать обострение болезни. Крайне полезны для здоровья щелочные столовые и минеральные воды, слабо заваренный зеленый или ромашковый чай, настои цветков календулы, листьев березы, цветков липы, отвар плодов шиповника. Кофе и черный чай пить нельзя. Также полностью запрещен алкоголь и любая газировка.

Голодание

Некоторые специалисты рекомендуют в лечебных целях раз в неделю делать разгрузочный день. В этот день можно пить только чистую воду. Лечебное голодание способствует качественной очистке организма от токсинов и уменьшает вероятность развития рецидивов заболевания. Утром, на следующий день после голодания, можно съесть морковный либо свекольный салат, выпить стакан чая с целебными травами. После этого можно вернуться к обычному режиму питания.

Как долго придерживаться диеты

Диета при псориазе

Если все делать правильно, то вскоре после начала соблюдения диеты состояние здоровья пациента существенно улучшается, обменные процессы приходят в норму. Организм постепенно привыкает к новой системе питания. В органах пищеварения и других системах запускается каскад реакций, которые приводит к улучшению здоровья, стабилизации метаболизма  Источник:
.

На протяжении первых нескольких месяцев необходимо максимально строго соблюдать все требования диеты. После того, как организм привыкнет к новому режиму питания, высыпания на коже исчезнут, наступит ремиссия, можно постепенно пробовать добавлять в рацион новые продукты. Если организм на них никак не реагируют, значит, все хорошо. Если высыпания и шелушения появляются вновь, данный продукт нужно навсегда исключить из рациона.

Чем опасно несоблюдение режима питания

Человек, который соблюдает все правила питания при псориазе, очень скоро замечает прогресс. Улучшается состояние кожи, уходят высыпания и шелушение, исчезает дискомфорт и зуд, снижается частота рецидивов.

Помимо этого, лечебное питание помогает нормализовать уровень сахара в крови, избавиться от лишних килограммов, способствует нормализации работы органов пищеварения, улучшает метаболизм. Кожа снова выглядит упругой и молодой, улучшается внешний вид волос и ногтей, повышается иммунитет.

При несоблюдении рекомендаций результат прямо противоположный. Общее самочувствие ухудшается, кожа сухая, шелушится и зудит, качество жизни пациента падает. Рецидивы случаются все чаще, причем с каждым разом площадь поражения увеличивается  Источник:
.

В дальнейшем возможно развитие таких осложнений, как псориатический артрит, эритродермия, а также генерализованная форма псориаза.

Источники:

• Эффективность элиминационной диеты при псориазе: клинический случай. Барило А.А., Смирнова С.В., Синяков А.А. Вопросы питания. 2022. №4. с. 90-96
  • Роль алиментарных факторов и пищевой аллергии в развитии псориаза. Барило А.А., Смирнова С.В. Вопросы питания. 2020. №1. с. 19-27
  • Диета и дерматологические заболевания: аспекты профилактики и лечения. Охлопков В.А., Лялюкова Е.А., Чернышева Е.Н., Надей Е.В., Лялюков А.В. ЛВ. 2020. №11. с. 7-11
  • Псориаз. Круглова Л. С., Бакулев А. Л., Коротаева Т. В. и др. Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2022.
  • Псориатическая болезнь. Диагностика, терапия, профилактика. Разнатовский К.И., Терлецкий О.В. Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2020.
Шаповалова Елена Владимировна
Статья опубликована: 05.12.2022 г.
Последнее обновление: 09.12.2022 г.