ОНЛАЙН ЗАПИСЬ

Насколько безопасен загар?

На первый взгляд загорелая кожа притягивает внимание, но чем мы расплачиваемся за видимую красоту? Мы платим за это преждевременным старением кожи. В настоящее время даже употребляется термин «фотостарение», который обозначает комплекс изменений в коже, вызванный воздействием УФ-излучения. Признаки фотостарения могут наблюдаться еще до появления симптомов возрастного старения кожи на открытых участках, попавших под действие прямых солнечных лучей – шея, декольте, лицо, предплечье и кисти рук.

Старение - естественный процесс, остановить который наука пока не может. Существует ряд признаков, позволяющих без особого труда разделять молодую и стареющую кожу. Выделяется шесть главных критериев по которым можно определить здоровую кожу:

• упругость;
  • равномерная окраска;
  • отсутствие клинических признаков болезней или повреждений;
  • нормальная текстура (нет дефектов, рубцов, морщин);
  • нормальная влажность (нет чувства сухости);
  • высокая устойчивость к инфекции и повреждающим факторам.

Стареющая, но не подвергавшаяся длительному воздействию солнечных лучей кожа обычно сухая, тонкая, имеет большое количество морщин. При фотостарении, эти процессы могут значительно ускоряться из-за избыточного облучения солнечными лучами, так как ультрафиолетовое излучение вызывает образование свободных радикалов и лавинообразную реакцию окислительного стресса, что приводит к повреждению клеток эпидермиса, развитию хронических воспалительных реакций в дерме и запуску механизмов фотоиндуцированного старения кожи.

Чрезмерное пребывание на солнце также нарушает нормальный процесс кровоснабжения кожи, что приводит к появлению различных сосудистых поражений кожи (в частности, сосудистых звездочек - телеангиэктазий и диффузного покраснения), вызывает неравномерную пигментацию кожи, проявляющуюся в виде веснушек или пигментных пятен. Кожа может утолщаться, а поры становятся расширенными.

Тактика ведения пациентов с признаками фотостарения включает обязательную фотопротекцию и ряд лечебных мероприятий, выбор которых зависит от характера изменений на коже. Фотопротекция — широкое понятие, подразумевающее комплекс мероприятий, направленных на уменьшение воздействия ультрафиолетового излучения. Прежде всего, показано применение экзогенных и эндогенных фотопротекторов.

Эндогенные фотопротекторы работают за счет противовоспалительного и антиоксидантного эффекта, уменьшения количества свободных радикалов, ускорения темпа регенераторных процессов. Таким действием обладают витамин Е, аскорбиновая кислота, ретинол, селен, бета-каротин, флавоноиды, и другие средства.

Особый интерес в настоящее время представляют комбинированные препараты. В коррекции фотостарения используют такие наружные средства, как ретиноиды и азелаиновая кислота. При продолжительном использовании указанных препаратов (не менее 6 месяцев) отмечают улучшение текстуры кожи, уменьшение численности морщин и лентиго, побледнение окраски эфелид (веснушек).

Экзогенные фотопротекторы, или солнцезащитные средства, выпускаются в форме эмульсии (крема), спрея, масла. Современные требования, предъявляемые к «идеальному» фотозащитному средству, включают многие параметры. Многие исследователи подчеркивают, что важнее использовать химические фильтры, чем физические (экраны). Основным солнцезащитным средством, которое можно рекомендовать всем без исключения является крем для загара, нанесенный на кожу ног образует пленку, являющуюся фильтром для опасного излучения и ослабляющую воздействие солнца в десятки раз.

Эффективность любого солнцезащитного средства принято измерять в единицах SPF (sun protection factor – солнцезащитный фактор). Цифра после знака SPF означает, во сколько раз вы сможете увеличить время принятия солнечной ванны, если воспользуетесь средством. Наиболее популярны средства с индексом SPF 10-15, идеально подходящие для нормальной кожи. Максимальный уровень защиты дают средства SPF 50 – они задерживают 98% вредных лучей.

Выбор индекса зависит от вашего типа кожи.

Правила пользования солнцезащитными средствами достаточно просты. Наносите крем для загара за 15-20 минут до выхода на пляж. Не жалейте крем – его расход должен составлять около 4 столовых ложек на все тело. В первые дни пользуйтесь средствами с более высоким индексом защиты, затем его снижайте.

Солнцезащитные средства смываются, стираются и выветриваются, поэтому не забывайте каждые два часа наносить обновлять слой крема. Средство после загара желательно использовать после принятия солнечных ванн. Благодаря особым компонентам, оно закрепляет и продлевает загар, снимает покраснение и увлажняет раздраженную солнцем кожу.

Людям со светлой кожей, у которых мало пигмента меланина в коже, длительное пребывание на солнце особенно опасно. Особенно тем, у кого много родинок. Например, у белокожих жителей Австралии, гдe солнце светит круглый год, частота возникновения меланомы – онкологического заболевания – резко возрастает.

Опасными считаются оба вида лучей: инфракрасные лучи вызывают покраснение и ожоги, что может спровоцировать перерождение родинок. Ультрафиолетовое же излучение - известный провокатор меланомы.

Длительность пребывания на солнце - решающий фактор. Бессмысленно закрывать опасные места с родинками полотенцем или панамой, заклеивать родинки пластырем - не дремлет и под таким прикрытием. Ожог же увеличивает риск заболевания во много раз. Меланома кожи относится к чрезвычайно злокачественным опухолям и составляет около 13% в структуре онкологических заболеваний кожи, причем в последние годы отмечается неуклонный рост заболеваемости этой опухолью.

Меланома чаще встречается у людей в среднем и пожилом возрасте. Причем у пожилых людей на лице она протекает несколько легче и прогноз лучше. У молодых людей меланома поражает конечности, туловище, причем самый неблагоприятный прогноз у рыжеволосых. Крайне редко она может начаться на чистой, здоровой коже, и как раз солнце - первый провокатор болезни. Но обычно это происходит на месте невусов, или обычных родинок.

Происходит усиленное деление клеток, и родинка может начать трансформироваться. Чаще всего такие родинки врачи называют меланоопасными. Обычно это родинки приобретенные, а не врожденные - последние перерождаются значительно реже. Не обязательно это выпуклые или волосистые родинки - чаще всего как раз опасными могут быть плоские.

Перерождаются чаще родинки, расположенные в местах, не покрытых волосами: на подошвах, на ладонях, внутренней стороне плеч и бедер. Такие родинки не надо бояться удалять с профилактической целью - они вероятные кандидаты для перерождения. Случайно травмировали родинку – повод обращения к дерматологу или онкологу.

К сожалению, слишком много случаев, когда родинку удаляют без консультации с онкологом или удаляют волосы из родинки электроэпилятором или пинцетом. Делать этого нельзя ни в коем случае, поскольку нередко после такого вмешательства возникает воспаление, а оно может стать пусковым механизмом для роста родинки и перерождения нормальных клеток.

Как развивается пусковой механизм перерождения, проследить до конца не удается, чаще всего это происходит незаметно. Поэтому надо быть внимательным к родинкам и следить за ними. К сожалению, меланома остается одним из самых коварных онкологических заболеваний и редко дает о себе знать заранее. Увлечение солнцем остается одной из главных причин возникновения меланомы.

Факторы, которые должны насторожить:
  • непропорциональный рост родинки;
  • изменение цвета родинки - опасно как потемнение, так и побеление;
  • кровоточивость, изъязвления;
  • выпадение волос из родинки;
  • появление зуда в месте родинки;
  • покраснение - воспалительная ареола вокруг родинки;
  • появление новых родинок;
  • изменения на родинке - уплотнения, пятнышки;
  • нарушение или полное стирание кожного рисунка на родинке;
  • шелушение.

Разумное общение с солнцем полезно: под воздействием лучей в организме вырабатывается витамин D, отвечающий за крепкие кости и зубы, укрепляется система кровообращения и нервная система, повышается иммунитет. Но загорать надо с умом.

Вот несколько правил грамотного поведения на солнце. Соблюдая эти несложные рекомендации, вы не только укрепите здоровье, но и снизите риск опасного заболевания.

• Пребывание на солнце безопасно с утра до 10 часов, вечером после 17 часов.

• Людям с большим количеством родинок пребывание на солнце лучше сократить. Солярий для вас под запретом.

• Никогда не допускайте покраснений и солнечных ожогов на коже. Если это произошло, 2-3 дня проведите в тени.

• После купания в море обязательно ополосните кожу пресной водой. Соленые капли создают эффект линзы - солнце прожигает кожу.

• Даже молодым и здоровым людям находиться на солнце можно не более полутора- двух часов в день.

• Грудным детям нельзя находиться на солнце.

• Прием определенных лекарств повышает светочувствительность кожи. Перед отпуском проконсультируйтесь со своим терапевтом.

• Одежда не защищает полностью кожу от солнца: хлопок пропускает 6% солнечных лучей, в мокром виде - до 20%.

• Даже находясь под водой на глубине полуметра, кожа поглощает 60% излучения. Купание должно быть включено во время пребывания на солнце.

• Изо дня в день увеличивайте дозу облучения не более чем на 20%.

• Используйте солнцезащитную косметику: в начале отпуска показатель должен быть максимальным, около 40 единиц.

• Не пользуйтесь на пляже декоративной косметикой, дезодорантами и духами - они могут спровоцировать появление пигментных пятен на коже.

Автор: врач-дерматолог Мозгова О.В.

Статья опубликована: 08.07.2010 г.
Последнее обновление: 23.10.2019 г.