Бесплатная консультация хирурга

Как достать занозу

Содержание статьи:

Неглубокая заноза

Заноза — это инородное тело, которое попало под кожу. С такой проблемой хотя бы раз в жизни сталкивался любой человек. При занозе нужно правильно оказать медицинскую помощь, иначе она загноится. Но далеко не все знают, как вытащить занозу в домашних условиях и в каких случаях нужно обратиться к врачу.

Причины появления занозы

Чаще всего от заноз страдают люди, работающие с древесиной, металлом и растениями без защитной одежды и специальных перчаток. Условно причины появления заноз можно разделить на три группы:

1. Бытовые. К ним относятся случаи, когда заноза появилась в домашних условиях: например, человек ходил по деревянному полу или контактировал с маленькими острыми предметами. У детей занозы часто впиваются в кожу ладоней, стоп и пальцевых фаланг.
  2. Производственные. С такой проблемой часто сталкиваются столяры, плотники, шлифовальщики и т.п. Чаще всего от заноз страдают руки, но иногда инородное тело может попасть в кожу лица или других частей тела. Этот особенно актуально для тех, кто не носит защитную одежду и экипировку.
  3. Сельскохозяйственные. Работы с цветами, овощами и некоторыми растениями тоже могут привести к появлению заноз. Это опасно — в земле могут находиться возбудители столбняка. Если человек занозит кожу, то на ней образуется рана, которая может стать входными воротами для развития опасной инфекции.

Частые признаки появления занозы:

• болезненные ощущения;
  • покраснение и отек кожи в месте ее повреждения;
  • покалывание при надавливании;
  • след с каплми крови.

Если заноза попала под ноготь, то появляется сильная пульсирующая боль. Болезненные ощущения усиливаются при нажатии на ногтевую пластину. Если вовремя не обработать рану, разовьется воспаление и нагноение. В таком случае болезненность, отек и покраснение усиливаются, а в месте повреждения тканей формируется гнойник.

zanoza pod kozhey

Способы извлечения неглубокой занозы

Извлечь маленькую занозу из руки, из пальца, из ноги, из-под ногтя и другой части тела можно в домашних условиях. Перед тем как приступать к удалению инородного тела, нужно правильно подготовиться к процедуре:

1. Тщательно очистить рану от грязи. Для этого достаточно промыть кожу под чистой теплой водой.
  2. Промокнуть рану салфеткой, чтобы удалить лишнюю влагу. Категорически запрещено давить на рану или тереть ее, поскольку это спровоцирует продвижение занозы в более глубокие слои кожи.
  3. Осмотреть занозу, определить, из чего она состоит и как глубоко находится. Для этого можно использовать увеличительное стекло.
  4. Обработать рану антисептическим раствором для профилактики инфицирования.

Вынимать неглубокую занозу можно несколькими способами:

1. Игла или пинцет. Если один конец инородного тела торчит наружу, то его можно захватить пинцетом и медленно вытянуть. Если фрагмент находится глубже, то сначала нужно разорвать эпидермис иглой, а потом захватить и удалить занозу пинцетом.
  2. Сода. Применяется для удаления маленьких фрагментов. Чайную ложку соды нужно смешать с чайной ложкой воды. Полученную смесь наложить на рану и зафиксировать пластырем. В течение 4-5 часов кожа размякнет и станет рыхлой, а обломок сам выйдет наружу.
  3. Воск или клей. Лучше использовать обычный клей ПВА. Его нужно нанести на рану и оставить до полного высыхания. После этого клеевой слой аккуратно удаляют вместе с инородным телом.
  4. Распаривание. В глубокой емкости нужно смешать 2 столовые ложки соли и стакан горячей воды и пропарить ранку в течение 20-30 минут. Когда кожа размякнет, ее вытирают насухо и осторожно надавливают на занозу — она выйдет сама.

Удаление глубоких и невидимых заноз

Лучше не удалять глубокую занозу самостоятельно. Если что-то сделать неправильно, она только глубже проникнет внутрь кожи. В случаях, когда травмированное место болит, но занозу не видно, стоит обратиться к врачу. В обеих ситуациях самолечение может усугубить проблему. Кроме того, категорически запрещено самостоятельно удалять занозу из глаза.

Но если помощь нужна быстро, вот несколько способов, которые помогут справиться с глубокими и невидимыми занозами:

1. Компресс. Нанесите на рану компресс, пропитанный Ихтиоловой мазью, Левомиколем или мазью Вишневского, и оставьте на 6-7 часов. Через некоторое время инородное тело выйдет наружу вместе с гноем.
  2. Удаление осколка стекла. Удалять стеклянный осколок из тела нужно под углом, под которым он вошел в кожу. Сначала раздвиньте края раны, захватите стекло пинцетом и достаньте его наружу. Перед этим обработайте кожу антисептиком.
  3. Удаление занозы у ребенка. Чтобы процедура была безболезненной, лучше сначала распарить кожу горячей водой. Затем нужно отвлечь внимание ребенка и быстрым движением пинцета достать инородное тело.

Если удалить занозу не получается, обратитесь в травмпункт. С собой возьмите карту прививок, в которой указаны даты вакцинации от столбняка.

Опасность занозы

Если вовремя не удалить инородное тело из кожи, то неизбежно возникнут следующие осложнения:

• болезненные ощущения усилятся, появится отек и покраснение;
  • ткани воспалятся;
  • начнется нагноение и панариций — гнойный процесс в тканях.

Заноза нарушает целостность кожных покровов, образуя открытую рану. Это входные ворота для многих инфекций, которые передаются контактным путем. Одна из самых опасных — столбняк.

Лечение осложнений после занозы

Иногда после извлечения занозы неприятные симптомы сохраняются. Чаще всего остается болезненность, припухлость и покраснение. Для улучшения самочувствия и быстрого заживления рекомендуется:

• принять противовоспалительный препарат — для купирования воспаления и боли;
  • приложить заживляющую мазь;
  • пройти курс физиотерапевтического лечения.

Если неприятные симптомы сохраняются в течение долгого времени или усугубляются, то рекомендуется записаться на консультацию врачу. Возможно, потребуется пропить курс антибиотиков или вскрыть гнойник для оттока гноя и полноценного заживления тканей.

Уход за ранкой после занозы

Уход за образовавшейся ранкой в домашних условиях направлен на ускоренное заживление и профилактику развития нежелательных последствий. Место травмы нужно регулярно обрабатывать антисептиком, наносить заживляющую мазь и носить пластырь. Чтобы в ранку не попала инфекция, нужно следить, чтобы корочка, которая образовалась на месте травмы, не повредилась.

Предотвратить попадание занозы в тело помогут простые рекомендации:

• во время работы используйте средства защиты: перчатки, обувь, одежду, очки;
  • минимизируйте контакты с мелкими острыми предметами;
  • не ходите голыми ногами по необработанному дереву.
Статья опубликована: 22.12.2015 г.
Последнее обновление: 20.03.2023 г.