Что такое гепатология?

Гепатология – наука о заболеваниях печени, которые могут быть инфекционной и неинфекционной природы.

К инфекционным заболеваниям относятся вирусные гепатиты А, В, С, D, E, G, TTV, а также т.н. гепатиты – спутники, вызванные вирусами герпетической группы: цитомегаловирусом (CMV) и вирусом Эпштейна - Барра (EBV), энтеровирусом, аденовирусом, а также возбудителями псевдотуберкулёза, лептоспироза, малярии и рядом других инфекционных агентов.

К неинфекционным (соматическим) гепатологическим заболеваниям относятся токсические гепатиты, в том числе лекарственные и алкогольные поражения печени, синдром Жильбера и др.

Цирроз печени в настоящее время рассматривается как стадия течения хронических вирусных гепатитов.

Ведущее место в гепатологической патологии занимают вирусные гепатиты и особенно вирусные гепатиты В и С, каждый из которых имеет ещё различные генотипы.

В мире насчитывается свыше 350 000 000 человек заражённых вирусом гепатита В и свыше 200 000 000 человек инфицированных вирусом гепатита С

Нередко таких больных считают «носителями» вируса, что в корне неверно т.к. при углублённом обследовании выявляется хроническое течение заболевания. Коварство хронических гепатитов В и С заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев болезнь себя не проявляет, стандартные биохимические показатели крови долгое время остаются в пределах нормы, да и человек не ощущает себя больным.

Вместе с тем в течении 15 – 20 лет с момента заражения может формироваться цирроз с дальнейшим переходом в первичный рак печени

Заболеваемость в Санкт-Петербурге хроническими вирусными гепатитами В и особенно С в 2 – 3 раза превышает среднюю заболеваемость в целом по России. Следует отметить, что лидерами по заболеваемости в Санкт- Петербурге являются Красногвардейский и Невский районы.

Вирусные гепатиты В и С это гемоконтактные инфекции т.е. заболевания, которые передаются через кровь в результате операций, переливаний крови и её компонентов, лечения у стоматолога. Особенно часто встречаются у наркопотребителей инъекционных наркотических средств. Последние годы возросло число заражений при проведении татуировок, пирсинга , посещениях маникюрных и косметических кабинетов. Заболевания могут передаваться и половым путём, а также вертикальным путём, т.е. через плаценту от заражённой матери плоду, поэтому при планировании беременности следует провести обследование на маркеры вирусных гепатитов и при необходимости пройти курс противовирусной терапии.

Инкубационный (скрытый) период вирусного гепатита «В» составляет от 2-х до 6 месяцев. При вирусном гепатите «С» чаще до 2 месяцев.
До 80% случаев в остром периоде заболевания протекают в безжелтушной форме и без клинических проявлений, что существенно затрудняет своевременную диагностику и лечение.

В настоящее время существует достаточно широкий выбор отечественных и импортных лекарств для эффективного противовирусного лечения гепатитов В и С

При хроническом вирусном гепатите В применяются в качестве монотерапии такие препараты как «ЗЕФФИКС» или ЛАМИВУДИН, ЭНТЕКАВИР или «БАРАКЛЮД», ТЕЛБИВУДИН или «СЕБИВО», пегилированные интерфероны: «ПЕГАСИС», «ПЕГИНТРОН».

При хроническом вирусном гепатите С в настоящее время используется только комбинированная противовирусная терапия сочетанием ИНТЕРФЕРОНОВ и АНАЛОГОВ НУКЛЕОЗИДОВ.

Эффективность лечения зависит от генотипа вируса, вирусной нагрузки: количества вируса, стадии заболевания и степени фиброза печени, выбора препарата для лечения, приверженности к лечению самого пациента, состояния его иммунной системы.
Длительность лечения колеблется от 6 месяцев при 2-м и 3-м генотипах вируса гепатита «С» до 12 месяцев и более при 1-м генотипе вируса гепатита С.

Продолжительность лечения хронического вирусного гепатита В составляет не менее 12 месяцев.

Противовирусное лечение проводится под контролем опытного специалиста-гепатолога и требует лабораторного мониторинга.

Противовирусная терапия позволяет у значительного числа пациентов подавить размножение вируса, довести его содержание в крови до неопределяемого количества и остановить прогрессирование болезни, значительно снизить риск формирования цирроза печени. Более того, в целом ряде случаев такое лечение сейчас может проводиться и пациентам в цирротической стадии заболевания, что позволяет наряду с противовирусным эффектом улучшить структуру печени и соответственно её функцию.

круглосуточная запись